авто

Автономная Некоммерческая Общеобразовательная организация

 «Православная Классическая Гимназия «Ковчег»

Московской области

Щелковского района

 

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УР

АНОО «Гимназия Ковчег»

Даниличева Г.А.

«______» ________________ 2016 г.

Программа

кружка

по духовно-нравственному направлению

Библейская археология

5 класс

 

Составитель: 

Головлева О.И.

учитель истории

высшей квалификационной категории.

 

 

 

с. Душоново

2016 г.

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа кружка «Библейская археология» для учащихся 5 класса разработана на основе монографии С.Ю. Воробьёва «Библия. История археологии» в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования АНОО «Гимназия Ковчег».

Данная программа предусматривает расширение знаний по истории, так как обосновывает необходимость изучения библейской истории, используя результаты согласования сведений Библии и современных научных данных. Библия рассматривается в качестве важного исторического источника.

Организация внеклассной работы по истории позволяет раскрыть потенциальная роль учебного курса «История Древнего мира» в освоении отечественной истории и культуры, берущей начало в библейской традиции, разбудить интерес детей к этнокультурным особенностям, помогает решать задачи воспитания подрастающего поколения, является одним из средств нравственно-эстетического воспитания учащихся, способствует лучшему усвоения программного материала. При проведении занятий большое внимание уделяется   конкретным научным достижениям в области библейской археологии и историческим примерам жизни и деяний библейских персонажей. Программа представляет собой комплекс, разработанный с целью сформировать знания учащимися Истории Древнего мира.

Программа курса способствует воспитанию патриотических чувств, формированию интереса к Библии, развитию мыслительных способностей. Духовно-нравственный компонент общего образования необходим для развития личности, воспитания нравственности, правосознания, ответственного и безопасного поведения всех школьников.

Курс направлен на формирование обобщённых знаний и познавательных умений, интереса к Истории Древнего мира, расширению кругозора, поднятию общего культурного уровня учащихся. Курс способствует расширению кругозора учащихся на основе знаний истории, культуры и традиций. Поэтому тематика внеурочного курса «Библейская археология» естественным образом дополняет учебный курс «История Древнего мира» и  является прекрасной и естественной базой для познания учащимися основ отечественной культуры, берущих начало в библейской традиции, ярко отразившейся в библейской истории русского народа, неотъемлемой частью которого является православие. Православная направленность курса будет содействовать формированию, в первую очередь, этических знаний. Курс предваряет базовый курс истории России и является его естественным преддверием. Программа реализуется в форме теоретического материала, лекций, рассказов, практических работ, заочных путешествий, экскурсий, оформлении результатов выполненных работ. Курс объясняет смысловые значения основных понятий: христианство, культурно-исторические традиции, библейская история, история Древнего мира, археология.

Стержнем всей работы объединения должны быть вопросы православной нравственности. Материалы,  положенные в основу данного курса, располагают богатейшими возможностями в этом направлении и призваны воспитывать патриотические чувства.

Учитывая особенности учащихся – их большую подвижность, неустойчивость внимания и интересов, учитель должен стремиться к тому, чтобы занятия были занимательными по форме и доступными по содержанию. 

Использование разнообразных наглядных пособий, ТСО, отрывков из православной и художественной литературы будет способствовать лучшему усвоению материала, развитию познавательного интереса, мышления. Будут формироваться такие качества личности, как ответственность, дисциплинированность, коллективизм. При этом следует всемерно воспитывать у учащихся понятие нравственности. Учащиеся ориентируются на принципы любви, истины, добра, красоты и гуманизма

Структура рабочей программы включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание, результаты обучения, календарно–тематическое планирование, перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения, планируемые результаты.

Цели курса:

·                   духовно-нравственное развитие ребенка посредством его приобщения к ценностям православной культуры.

·                   формирование представлений о древней истории как части общемировых процессов;

·                   воспитание личности гражданина   знающего и уважающего  историю, культуру, национальные традиции;

·                   развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных умений.

·                    ознакомить учащихся с особенностями исторического фона, на котором происходили события Ветхого и Нового Завета; сформировать умение согласовать археологические данные и свидетельства Священного Писания.

Задачи.

·                   пробуждать интерес к библейской традиции и библейской истории;. 

·                   дать представление об историческом, этно-национальном, природном, хозяйственном, культурном своеобразии Библейского региона;

·                   познакомить с основными археологическими периодами и памятниками библейских стран Ближнего Востока

·                   освоить основные приемы анализа библейских текстов в свете археологических открытий в странах библейского региона

·                   сформировать умения и навыки применения на практике полученных знаний

·                   расширить, углубить, конкретизировать знания по Истории Древнего мира, предусмотренные федеральным компонентом;

·                   сформировать у учащихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого;

·                   развить творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории.

Реализация данной программы основана на принципах приоритета   интересов   каждого   обучающегося   и   учета  его интеллектуальных и психофизических особенностей;

непрерывность образования (обучение, развитие, воспитание)среды   и   развивающего общения.

Методы:

- рассказ;

- мини-лекция;

- беседа;

- практические работы;

-сообщения учащихся,

-экскурсии.

 

 

ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению является формирование следующих компетенций:

 •       осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

•        освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

•        осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

•        понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов .

 

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью педагога;

- проговаривать последовательность действий на занятии;

- учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.);

- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов));

Познавательные УУД:

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, словари, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех членов кружка;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи 

- слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));

- совместно договариваться о правилах общения и во время занятия и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

 

Место предмета в учебном плане: в гимназии «Ковчег» из часов внеурочной деятельности по духовно-нравственному  направлению выделен 1 час в неделю (35 часов в год) на занятия  кружка

 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

 

Темы

Колич.

часов

Проектные работы

1

 Тема 1.  Введение в библейскую археологию

1

 

2

 Тема 2. Понятия и методы археологии.

2

 

3

 Тема 3. Начальная история человечества: книга Бытия и данные археологии.

2

1

4

 Тема 4.  Всемирный потоп, Вавилонская башня и разделение языков.

3

 

5

 Тема 5Эпоха библейских патриархов

2

1

6

 Тема 6.  Исход и завоевание Палестины. Эпоха Судей

3

 

7

Тема 7Период древней еврейской государственности

3

 

8

Тема 8. Разделение царства. Падение Самарии

2

1

9

Тема 9. Иудейское царство и его падение

2

1

10

Тема 10. Вавилонское пленение и эпоха второго Храма

3

 

11

Тема 11.  Палестина во времена Иисуса Христа

4

1

12

Тема 12. Христианская Церковь и Римская империя в I веке

4

1

13

Тема 13. Итоговые занятия.

4

 

 

Всего:

35ч

7

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(35 часов, 1 час в неделю)

Тема 1.  Введение в библейскую археологию.

Понятие об археологии. Понятие о библейской археологии. Предмет дисциплины. География библейской археологии. Разделы библейской археологии: общая библейская археология и археология Палестины. Источники библейской археологии. Библейская археология и религиозная вера. Этнография древнего Ближнего Востока. История библейской археологии: донаучный этап и периоды научного этапа. Русская библейская археология. Апологе-тическое значение библейской археологии.

Тема 2.Понятия и методы археологии.

Археологические памятники и их категории. Понятия "культурный слой" и "материк". Понятие "археологическая культура". Погребения. Открытые и закрытые археологические комплексы. Библейская хронология и научная хронология, проблема их соотношения. Историческое время. Абсолютная и относительная хронология. Методы археологических датировок. Методы полевых и лабораторных исследований. Этапы археологического исследования.

Тема 3.Начальная история человечества: книга Бытия и данные археологии.

Периоды библейской священной истории и проблема их соотнесения с археологическими данными. Появление человека на Земле: учение книги Бытия и научные концепции. Археологическая периодизация древнейшей истории человечества.

Тема 4. Всемирный потоп, Вавилонская башня и разделение языков.

Потоп в религиозном эпосе древних народов. Своеобразие библейского рас-сказа о потопе. Всемирный потоп в интерпретациях современных исследователей. Вавилонская башня и разделение языков: проблема исторических параллелей. Раннеземледельческие общества на территории «плодородного полумесяца». Первые города Ближнего Востока: Иерихон, Чатал-Хююк, Джармо.

Тема 5.  Эпоха библейских патриархов.

Этногенез семитских народов VI-II тыс. до Р. X. Проблемы датировки эпохи патриархов. Прародина патриархов и их пребывание в Ханаане. Эпоха библейских патриархов на фоне первых цивилизаций древнего Востока (Месопотамия, Египет, Восточное Средиземноморье). Открытия в древнем Нузи, законодательство Месопотамии, хеттские памятники, фреска из египетской гробницы в Бени-Хасане.

Тема 6. Исход и завоевание Палестины. Эпоха Судей.

Пребывание предков древних евреев в Египте. Исход и проблема его датировки. Ар-хив из Эль-Амарны. Хапиру. Стела Мернептаха. Завоевание Ханаана и данные археологии. Падение Иерихона, Вефиля и Гая. Завоевания в Иудее и Галилее. Период Судей. Археологи-ческие свидетельства о филистимлянах. Первые еврейские пророки.

Тема 7. Период древней еврейской государственности.

Создание Израильского государства. Правление Саула. Эпоха царя Давида. Археоло-гические исследования Иерусалима. Эпоха царя Соломона. Мегиддо. Асор. Палестинская металлургия. Календарь из Газера. Храм Соломона: устройство и ханаанские параллели.

Тема 8. Разделение царства. Падение Самарии.

Археологические раскопки в Дане. Нашествие египетского фараона Шешонка. Дина-стия Амврия. Раскопки Самарии. Сражение при Каркаре. Стела царя Моава Меши. Эпоха правления династии израильского царя Ииуя. Черный обелиск Салманасара III. Остраконы из Самарии. Падение Израильского царства.

 

Тема 9. Иудейское царство и его падение.

Правление иудейского царя Езекии. Нашествие Синаххериба. Призма Синаххериба. Осада Лахиша: барельеф из ниневийского дворца. Силоамский туннель. Могила Севны. Иудея в VII в. до Р.Х. Цари Манассия и Иосия. Падение Ниневии и сражение при Мегиддо. Гибель Иерусалима. Вавилонские хроники.

Тема 10. Вавилонское пленение и эпоха второго Храма

Палестинское общество в VI-IV вв. до Р.Х. Самаряне. Указ Кира о возвращении пленников. Образование и организация иудейской гражданско-храмовой общины в Палестине. Еврейская диаспора в Месопотамии и Египте. Элефантинские папирусы. Археология Палестины эллинистической эпохи. Письменные документы эпохи эллинизма и римского владычества. Археология и рукописи Кумрана

Тема 11. Палестина во времена Иисуса Христа.

Датировка рождения Иисуса Христа. Правление Ирода. Города и регионы Палестины евангельского периода. Самария. Кесария. Иерусалим в эпоху Иисуса Христа. Крепость Ан-тония. Храм. Евангельские события в свете археологии. Квириниева перепись. Префект Иудеи Пилат. Место распятия и погребения Иисуса Христа. Реликвии, связанные с евангельскими событиями (Туринская плащаница, Терновый венец, и др.).

Тема 12Христианская Церковь и Римская империя в I веке

Археологические данные и исторический фон проповеди апостолов в Сирии, Малой Азии, Греции. Миссионерские путешествия апостола Павла. Древние христианские общины на Востоке. Храм в Дура-Европос. Антиохия. Галатия. Эфес. Первые Церкви в Европе. Филиппы, Фессалоники. Афины. Коринф. Христианские памятники Рима. Рукописи Нового Завета.

 

Тема 14. Итоговое занятие. Подведение итогов занятий.Защита проектов.

календарно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

кружок «Библейская археология» 35 часов (1 час в неделю)

№ занятия

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов учебной деятельности ученика

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки прохождения темы

Примечание

1

Тема 1.Введение в библейскую археологию (1ч, 1 раз в неделю)

 Структурировать полученную информацию в нужной форме

 Неделя1 

 

 

Тема 2.Понятия и методы археологии. (2ч, 1 раз в неделю)

 

2

Понятия и методы археологии.

 Развитие интереса к познанию исторических наук.

Неделя 2

 

 

3

Библейская хронология и научная хронология,

 Овладение начальными формами исследовательской деятельности;

Неделя 3

 

 

Тема 3.Начальная история человечества: книга Бытия и данные археологии. (2ч, 1 раз в неделю)

4

Периоды библейской священной истории

Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией

Неделя 4

 

 

5

Археологическая периодизация древнейшей истории человечества.

  Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать хронологию

Неделя 5

 

 

Тема 4 Всемирный потоп, Вавилонская башня и разделение языков. (2ч, 1 раз в неделю)

 

6

Потоп в религиозном эпосе древних народов.

Обобщать события истории   и выделять её этапы

Неделя 6

 

 

7

Вавилонская башня и разделение языков

 Называть, характеризовать исторические источники по истории

Неделя 7

 

 

Тема 5. Эпоха библейских патриархов (3ч, 1 раз в неделю).

 

8

Прародина патриархов и их пребывание в Ханаане.

 Изучать исторические документы

Неделя 8

 

 

9

Эпоха библейских патриархов

 Показывать  на карте территории

Неделя 9

 

 

10

Библейское сказание о потопе в свете документальной теории.

 Рассказывать об условиях жизни, занятиях, общественном строе. Выявлять различия в образе жизни.

Неделя 10

 

 

Тема 6. Исход и завоевание Палестины. Эпоха Судей (3ч, 1 раз в неделю)

 

11

Пребывание предков древних евреев в Египте.

 Рассказывать об образе жизни и занятиях древних людей

Неделя 11

 

 

12

История Моисея и Исход на историческом фоне египетской державы

Объяснять особенности рабовладельческой эпохи.

Неделя

12

 

 

13

Завоевание Ханаана и данные археологии.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание Библии.Составлять сообщение с презентацией в Power Point

Неделя

13

 

 

 

Тема 7.Период древней еврейской государственности(3ч, 1 раз в неделю)

 

14

Археологические свидетельства периода создания израильского государства

 Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание исторических источников 

Неделя 14

 

 

15

 Археологическое изучение Иерусалима.

Называть и характеризовать исторические источники по истории Древнего мира

Неделя 15

 

 

16

Храм Соломона в свете археологии.

 Составлять сообщение с презентацией в Power Point

Неделя 16

 

 

Тема 8.Разделение царства. Падение Самарии(2ч, 1 раз в неделю)

 

17

Исторические свидетельства существования Самарии..

Отбирать материал для сообщений.

Неделя 17

 

 

18

Падение Израильского царства.

 Группировать материал для сообщений.

Неделя 18

 

 

Тема 9.Иудейское царство и его падение (2ч, 1 раз в неделю) 

 

19

Иудея после смерти Соломона.

 Объяснять причины исторических событий с опорой на Библию.

Неделя 19

 

 

20

Археология об иудей-ских пленниках в Вавилонии.

Составлять сообщение с презентацией в Power Point

Неделя 20

 

 

Тема 10.Археология об иудей-ских пленниках в Вавилонии. (3ч, 1 раз в неделю)

 

21

1. Пребывание евреев в Месопотамии.

 Устанавливать причинно-следственные связи

Неделя 21

 

 

 

22

Палестинское общество в VI-IV вв. до Р.Х. Самаряне. Палестина в эллинистиче-скую эпоху.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание Библии

Неделя 22

 

 

 

23

Кумранские находки.

Анализировать значение научных открытий

Неделя

23

 

 

 

Тема 11.Палестина во времена Иисуса Христа (4ч, 1 раз в неделю).

 

24

Иерусалим и Палестина периода царя Ирода.

 Рассказывать о событиях, свидетельствующих об историчности Библии.Составлять сообщение с презентацией в Power Point

Неделя 24

 

 

 

25

Археологическое изучение Самарии и Кесарии.

 Рассказывать об изменениях в жизни общества

Неделя 25

 

 

 

26

Города, упоминаемые в Евангелиях.

Называть и характеризовать исторические источники по истории Древнего мира

Неделя 26

 

 

 

27

Евангельские реликвии.

ОписыватьЕвангельские реликвии

Неделя 27

 

 

 

Тема 12.Христианская Церковь и Римская империя в I веке (4ч, 1 раз в неделю).

 

28

Древние христианские общины на Востоке. Храм в Дура-Европос. Антиохия. Галатия. Эфес.

Находить в Интернете информацию по изучаемой теме.

Неделя 28

 

 

 

29

Первые Церкви в Европе. Филиппы, Фессалоники. Афины. Коринф.

Выделять особенности первых Церквей в Европе

Неделя 29

 

 

 

30

Христианские памятники и реликвии Рима.

Рассказывать об изменениях в архитектуре христианского храма на примерах

Неделя  30

 

 

 

31

Исторический фон путешествий апостола Павла

Составлять сообщение с презентацией в Power Point

Неделя 31

 

 

 

Тема 13.Итоговые занятия(4ч, 1 раз в неделю)

 

32

Защита проектов

 Составлять сообщение с презентацией в Power Point

Неделя 32

 

 

 

33

Защита проектов

 Рассказывать об отношении общества к святым местам. Объяснять, почему важно знать о святых подвижниках.

Неделя 33

 

 

 

34

Защита проектов

  Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание библейских и исторических источников

Неделя 34

 

 

 

35

Защита проектов

Приводить примерыв подтверждение своего мнения.

Неделя 35

 

 

 

 

ИТОГО за год: 35 ч

 

 

 

 

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.     С.Ю. Воробьёв «Библия. История археологии». М., изд. «Планета», 2015.

2.     Т. Даули «Библейский атлас». М., изд. «Российское библейское общество». 2005.

3.     1.Основная образовательная программа основного общего образования АНОО «Гимназия «Ковчег»

4.     2.Дрейн Д. Путеводитель по Новому Завету М., 2007.

5.     3.Амусин И. Д. Раскопки у Мертвого моря. М., 1960

6.     4.Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб., 2005.

7.     5.Аверинцев, С. С. Древнейшие цивилизации. М., 1989

8.     6.Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока М., 1982

9.     7.История Древнего Востока Под ред. Кузищина В.И. М.: 2003

10.    8.Волков П.В. Феномен Адама. Экспериментальная археология о человеке до Потопа. – Новосибирск, 2008

11.    9. Снегирев Р., протоиерей. Библейская археология. М., 2007.

12.    10.Авдусин Д. А. Основы археологии. М., 1989.

13.    11. Ноутбук.

14.    12. Монитор.

 

 

 

 

Приложение №1

Критерии и нормы оценок индивидуального проекта.

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки. Требования к организации проектной деятельности включают следующие положения: обучающиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта; тема проекта утверждается (уровень утверждения определяет гимназия);  план реализации проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта;  гимназия оставляет за собой право предъявить и иные требования к организации проектной деятельности. Обязательным требованием к содержанию и направленности проекта является то, что результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Возможные типы работ и формы их представления: а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации или другое.

Критерии оценки проектной работы:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющихся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы. При этом в соответствии с принятой системой оценки выделяются уровни оценки проектной деятельности: пониженный, базовый, повышенный и высокий. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта. Основная задача оценочной деятельности - выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что - только с помощью руководителя проекта. Максимальная оценка по каждому критерию - 3 балла.

При таком подходе достижение базового уровня «удовлетворительный уровень» соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7-9 первичных баллов «хороший уровень» или 10-12 первичных баллов «отличный уровень».