Православная классическая гимназия "Ковчег" - Программа кружка по истории в 7 классе по теме: «Святая Русь. Мир древних городов».

авто

Негосударственное образовательное частное учреждение

«Православная классическая гимназия «Ковчег»

Щелковское отделение

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий  Щёлковского отделения

НОЧУ «ПКГ «Ковчег»

___________иерей Максим Алифанов

«_____» __________ 20____  г.

 

М.П.                                                  .

 

Программа кружка по истории в 7 классе по теме:

   «Святая Русь.  Мир древних городов».    

Программа  составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования (2004) и федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории  (базовый уровень) 2004г.

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

Московская область

Щёлково – 2014

 

Кружок по истории

«Святая Русь.  Мир древних городов»    

 (для учащихся 7 класса)

34 часа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Глубокие перемены,  произошедшие в истории России, повлияли  на нравственные, духовные, патриотические качества людей. В общественном сознании подрастающего поколения всё чаще распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, не мотивируемая агрессивность, неуважительное отношение к  старшему поколению. Выход из этого положения- в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщение его к нравственным, духовным, культурным ценностям наших предков. В реализации этих ценностей и заключается актуальность предлагаемой программы, где важнейшим средством выступает краеведение.  Воспитывая любовь к Родине, уважительное отношение к людям, жившим на её земле, мы оказываем положительное влияние на развитие личности учащегося. На уроках истории подрастающее поколение получает необходимые знания о прошлом своего народа, приобщается к деяниям предков, наследует их жизненный опыт, накопленный за многие века. Кроме того, уроки истории имеют непреходящее воспитательное значение, формируя у человека чувство любви к Отечеству, уважение к прошлому, нравственное отношения к собственной земле, к своему народу. Знание и понимание собственного прошлого воспитывает в людях национальную гордость и самоуважение, без чего невозможно выжить современному государству в нынешнем мире.

  И здесь особую важность приобретает    национально ориентированный и основанный на традиционных духовных ценностях предмет « История».

   Кружковая работа может и должна стать действенным способом формирования и внедрения в школьное  историческое образование православного компонента. Выбранная тема даёт возможность  последовательно, от занятия к занятию, развивать, опираясь на конкретные исторические примеры, мысль о том, что  историю необходимо понимать как реализацию в действительности Божественного Промысла.   

    Программа кружка по истории «Святая Русь.  Мир древних городов» даёт возможность привлечь учащихся к истории городов Золотого кольца: их становления, развития от городищ и селений от союзов племён к созданию больших процветающих городов с великой культурой, ставшей объединяющей силой в создании русской нации и государства.    Учащимся предстоит узнать о градостроительстве, зодчестве, религии, быте, культуре и языке наших предков. Так же много внимания уделено выдающимся персонажам и творцам  отечественной истории, таким как: Александр Невский, Владимир Мономах, Всеволод Большое Гнездо, Андрей  Боголюбский, Сергий Радонежский, Андрей Рублёв, Пётр Великий и  многих других деятелей русского государства и культуры.

  Золотое кольцо состоит из наиболее древних и прославленных городов, расположенных е востоку от Москвы, охватывает те земли, где совершались главные события русской истории, где оформился русский народ.  К числу старейших городов этого края принадлежали Ростов,  Муром, Суздаль, Муром. На рубеже  XIXII веков, когда северо-восточными землями владел князь Владимир Мономах, здесь появились первые каменные храмы. Принятие христианства на Руси положило начало развитию церковного искусства, в том числе монументальной живописи и иконописания. На Руси церкви украшались мозаикой или расписывались фресками. Древнейшие фрески, сохранившиеся на территории Владимиро-Суздальского княжества, - это росписи Дмитриевского собора города Владимира.

  В многочисленных храмах городов Золотого Кольца находятся иконы не только особо чтимых  в России святых, но и подвижников благочестия, которых особо почитали в тех местах, где они прославились, хотя они пользовались и общерусским почитанием. Во Владимиро-Суздальском княжестве и ростовских землях,  в ярославском Поволжье это, конечно, святые Леонтий,  Исайя, Авраамий, Игнатий, Феодор Ростовские, святые Владимир, Борис и Глеб, царевич Дмитрий и другие. Обилие икон в русских храмах и домах, отмечавшееся всеми путешественниками в средние века, сохранявшееся и в последующее время, свидетельствует об особом значении иконы в русской жизни. Оно как бы создаёт особое духовное пространство Руси, России, особого ей Божественного покровительства,  всеприсутствия образа Бога на Русской земле.

   Виртуальное путешествие по городам Золотого Кольца, совершаемое на занятиях кружка учащимися, позволит им познакомиться с величайшими произведениями древнерусской архитектуры, живописи, литературы, созданные на протяжении всего её существования. Сокровища храмового монументального искусства и иконописи представлены в многочисленных храмах и музеях Северо - Восточной Руси.

      Цель работы кружка - вовлечь учащихся в активный  процесс познания истории своего Отечества, разбудить интерес к истории российского монашества, русских  православных монастырей и древнерусской православной культуре и  литературе,  заинтересовать  прошлым, традициями, опытом прежних поколений, приобщить к православной  и культурно-исторической традиции, опираясь на которые человек может продуктивно двигаться вперёд, ставить реальные цели самосовершенствования.

Программа курса составлена с учетом следующего:

 1.Необходимость формирования православного понимания истории.  

 2. Углубление знаний по истории Отечества (исторический материал по многим направлениям недостаточно глубоко    представлен в учебниках).

3.Специфика обучения в Православной гимназии требует расширения  и углубления православного компонента в ходе изучения истории Отечества.

4. Недостаточно уделено внимания характеристикам многих известных исторических (в том числе и православных) деятелей.

Задачи:

·        оказать благотворное влияние на развитие мировоззрения,

·        способствовать формированию чувства национального достоинства,

·        воспитать бережное отношение к памятникам истории и культуры, сохранению традиций,

·        формировать  социально значимые православные и патриотические ценности, взгляды и убеждения на основе исторических и православных ценностей России.

Структура образовательного процесса:

1.  Лекции. 

2.  Практические занятия.

3.  Создание слайд-фильмов  как вида иллюстративного материала.

4.  Индивидуальная и  групповая разработка выбранной темы и ее защита.

5.  Просмотр художественных и документальных фильмов.      

6. Подготовка членов кружка для участия в районных олимпиадах по истории.

7. . Подготовка членами кружка исследовательских работ для творческих конкурсов по истории России и родного края.

Основные умения и навыки:

•    уметь анализировать конкретно-исторические сведения, касающиеся определенных аспектов истории России;

•    знать историко-биографическую информацию, касающуюся выдающихся людей;

•    использоватьнаучную,   научно-популярную и справочную литературу (аннотирование, составление таблиц, схем, реферирование литературы по избранной проблеме);

•    использовать  в учебной деятельности элементы исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельных микроисследований;

•   уметь анализировать и сопоставлять факты.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование тем  

Всего часов

1

Введение: города и годы

1

2

Ростов Великий

3

3

Суздаль    

3

4

Владимир

3

5

Юрьев-Польской

2

6

Переславль-Залесский

3

7

Сергиев Посад

3

8

Тверь

3

9

Нерехта

2

10

Кострома

3

11

Ярославль

3

12

Углич

2

13

Итоговые занятия

3

Итого

 

34

 

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

  ( 34часа).

Тема занятия

Кол.

час

Практические     работы

Примерное домашнее задание

Дата

План факт

(№ недели

 

Примечания

 

 

 

 

 

 

1

Введение:города и годы

1

 

Сообщения «Архитектура Древней Руси». Работа с исторической картой.

1

04.09

 

 

 

 

2

Ростовские летописи. Золотой век Ростова.

1

 

 Анализ исторического текста.

2

11.09

 

 

 

3

 «Сказание о Петре, Царевиче ордынском».

1

Практическая работа

 Сообщения «Князь Василько», «Епископ Кирилл», «Митрополит Иона». Анализ исторического текста.

3

18.09

 

 

 

4

Самый древний город  в Северо-Восточной Руси.

Памятники истории, православия и архитектуры Ростова.

1

 Практическая работа: Сценарий слайд-фильма «Город-сказка»

Слайд-фильм «Ростовский Кремль». Сообщение «Ростовские колокола».

4

25.09

 

 

 

5

Боголюбово, Суздаль.

Борисоглебский монастырь.

1

 

 Сообщения «Святое ремесло»,  «Влияние культуры Киева на суздальские культурные традиции».

5

02.10

 

 

 

 

 

6

«Сказание об Евпатии  Коловрате».

1

Практическая работа. Анализ исторического текста.

 Слайд-фильм «Суздальские иконы»

Анализ исторического текста.

6

09.10

 

 

7

Владимир-на-Клязьме

1

 

Слайд-фильм «Соборы и монастыри Суздаля».

7

16.10

 

 

 

8

Соборы и монастыри Суздаля: Дмитриевский собор, Рождественский монастырь, Соборная площадь, Успенский собор.       

1

.

Сообщения    «Владимир Мономах», «Юрий Долгорукий».

8

23.10

 

 

 

 

 

 

9

 Владимир - новый центр Русской земли.

Храм Покрова на Нерли.

1

 

Слайд-фильм «Андрей Боголюбский»

9

30.10

 

 

 

10

Икона «Божья Матерь Владимирская».

Боголюбово.

1

 

Анализ исторического текста. Слайд-фильм» Икона Божья Матерь Владимирская»

10

13.11

 

 

 

 

11

 Юрьев-Польской в «Молении» Даниила Заточника. Георгиевский собор. Михайло-Архангельский монастырь.  Троицкий собор.

1

 Практическая работа. Анализ исторического текста

Сообщения «Князь Святослав Всеволодович», «Даниил Заточник».

Анализ исторического текста.

 

11

20..11

 

 

 

 

12

 Храмы и монастыри Юрьева-Польского

1

 

Слайд-фильм

12

27.11

 

 

 

13

Переславль – Залесский.  Большое военное строительство. Переславский  Кремль.

1

 

 Сообщения «Иван Калита», «Александр Невский», «Иван Грозный» .«Пётр1»

13

04.12

 

 

 

14

Красная площадь, соборы и монастыри Переславля - Залесского

1

 

Слайд-фильм «На берегах Плещеева озера».

14

11.12

 

 

 

15

Переславль – Залесский - история и исторические личности.

Никитский монастырь.

1

 

Слайд-фильм  «Переславль – Залесский - история и исторические личности». Анализ исторического текста.

15

18.12

 

 

 

 

16

Паломничество в Троице – Сергиеву лавру.

Город Радонеж.   Сергиев Посад при Троице - Сергиевом монастыре.

 

Оформление стенда «Игумен Земли русской».

 Анализ исторического текста.

16

25.12

 

 

 

17

 Игумен Земли русской.

.

1

Оформление стенда «Игумен Земли русской».

  Слайд-фильм «Игумен Земли русской

17

15.01

 

 

 

18

 Архитектурный ансамбль Троице – Сергиевой лавры. Иконописец Андрей Рублёв

1

    Анализ  текста:

Отец Павел Флоренский о «Троице» Рублёва

Слайд-фильм «Архитектурный ансамбль Троице – Сергиевой лавры».

18

22.01

 

 

 

19

Панорама волжских берегов. Пейзажи Волги  в живописных произведениях русских художников Саврасов, Куинджи, левитан, Нестеров, Суриков,  Репин).

1

Подготовка к неделе истории.

Работа с исторической картой. Подбор материалов к Неделе истории.

19

29.01

 

 

 

20

Тверские хроники.

Преподобный Максим Грек - русский религиозный публицист, писатель и переводчик. 

1

Практическая работа. Анализ текстов: поучения  Максима Грека в «Великих Четьях-Минеях».

Хронологическая таблица «Борьба за лидерство в северо-восточной Руси». Сообщения «Тверские Великие князья». «Митрополит Филипп Колычев», «Максим Грек». Подбор материалов к Неделе истории.

20

05.02

 

 

 

 

21

Новая архитектурная история Твери.

1

 

  Сообщения «Зодчие  18века», «Екатерина 2», «Н.М. Карамзин».

21

12.02

 

 

 

22

 Нерехта-средне-русская сторона.

1

Практическая работа. Анализ текстов: «Житие святого Пахомия  Нерехтского».

 Работа с исторической картой. Анализ исторического текста. Подбор материалов к Неделе истории.

22

19.02

 

 

 

23

 Последняя остановка перед Костромой.

1

 

  Анализ исторического текста. Подбор материалов к Неделе истории.

23

26.02

 

 

 

24

Волжский город Кострома - средние века.

1

  Подготовка к неделе истории.

Сообщения «Икона Федоровской Божьей Матери», «Дмитрий Донской и костромичи», «Михаил Романов». Подбор материалов к Неделе истории.

24

05.03

 

 

 

25

Городской ансамбль в 19веке.

1

 

Сообщения «Зодчие  19века», «Классицизм в русской архитектуре».

25

12.03

 

 

 

26

Ипатьевский  монастырь.

1

 Подготовка к неделе истории.

Слайд-фильм  «Ипатьевский  монастырь». Сообщение иван Сусанин»  Подготовка к неделе истории.

26

19.03

 

 

 

27

 Ярославль - торговая столица.

 

 

Сообщения  «Ярослав Мудрый», «Патриарх Гермоген»,  «Второе народное ополчение», «К.Минин и Д. Пожарский»,.

27

02.04

 

 

 

28

«Дивное узорочье».

1

 

Слайд-фильм 

28

09.04

 

 

 

29

 Церковная архитектура и памятники классицизма в Ярославле

1

 

Слайд-фильм 

29

16.04

 

 

 

30

Углич в истории, литературе. живописи. 

1

 

 Сообщения  «Епископы Фёдор, Илларион и Исайя».

30

23.04

 

 

 

 

31

Храмы и монастыри Углича.

1

 

 Слайд-фильм, сообщения «Князь Роман Владимирович Угличский»,  «Царевич Дмитрий».     

31

30.04

 

 

 

32

Итоговое занятие  «Духовные центры городов Золотого Кольца».

1

Просмотр и обсуждение слайд-фильмов 

 

32

07.05

 

 

 

33

Итоговое занятие  «Не стоит город без праведника: небесные заступники земли Русской».

1

Просмотр и обсуждение слайд-фильмов 

 

33

14.05

Резерв.

 

 

34

Итоговое занятие

1

Просмотр и обсуждение слайд-фильмов 

 

34

21.05

Резерв.

 

 

Итого  за год

34

 

 

 

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература для учащихся.

1.И. Мельников, А.Ханников – Боголюбово

2.И. Мельников, А.Ханников – Владимир

3.И. Мельников, А Ханников - Всё об истории древнерусского зодчества

4.И. Мельников, А.Ханников - Всё об истории древнерусского зодчества Александр Ханников - Как зарождалось русское изобразительное искусство

5.И. Мельников, А.Ханников - Кострома

     6.  И. Мельников, А Ханников – Переславль

     7.  И. Мельников, А.Ханников - Сергиев Посад

     8.  И. Мельников, А.Ханников - Суздаль

     9.  И. Мельников, А.Ханников - Ярославль

    10. Сингаевский В.Н. Пешеходные маршруты по городам Золотого кольца. Путеводитель

    11. И. Кочергин    Золотое кольцо. Путеводитель.

    12 Мясников А. Л. История города.

    13.Серии "Страницы российской истории" книга 6

    14. Богомолова Ольга Валерьевна - Золотое кольцо России

    15.Соловьев С.М. История Руси. – М.,      1966.

    16.Кучкин В.А. Русские земли под владычеством      Золотой Орды. //  Преподавание истории в школе. – 2003. - №3.

    17.Ионов И.Н. Российская Цивилизация X-нач. XVвеков. – М., 1985.

    18.Карамзин Н.М. История государства  Российского. – М., 1991.

    19.“История России в лицах и датах” Словарь-справочник. СПб, 2005

    20. Синова, И. В. Золотое кольцо России : справочник школьника / И. В. Синова. - Санкт-Петербург : Литера, 2008.

Литература для учителя.

1. Георгий Федотов  «Святые Древней Руси». Москва: Московский рабочий, 1991.

2.Золотое кольцо России / авт.-сост. Д. Н. Пашинский. - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Полигон, 2008.  

3.Золотое кольцо России : справочное издание / [Автор текста А. Л. Мясников ; Худ. М. А. Гавричков]. - Санкт-Петербург :Александр ПРИНТ, 2003 .

4.Золотое кольцо России [Электронный ресурс] = Golden ring of Russia : Интерактивные экскурсии по городам Золотого кольца.

5.Муравьева, Л. Сокровища России : Энциклопедия / Л. Муравьева, Т. Рудишина ; ред. А. Абрамов. - Москва : РОСМЭН, 2001.  

6.Орлова, Н. Золотое Кольцо России .Белый город, 2004. .

7.Орлова, Н. Г. Золотое кольцо России : [рассказы] . Белый город, 2008.

8.Путеводитель Золотое кольцо России. - 4-е изд. - Москва : Авангард, 2005..

9.Макоев, Ф. Х. "Эрмитаж русской культуры" : о Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике / Ф. Х. Макоев ; худож. Н. И. Барченков // Московский журнал. История государства Российского. - 2009. - № 5.  

10.Сергеева, А. Славянский путь / А. Сергеева // Народное творчество. - 2009. - № 4.

11.Сергиево-Посадский музей-заповедник : Сообщения 2000 / сост. Т. Н. Манушина. - Москва : Подкова, 2000.   

12.Супруненко, Ю. От Сергиева Посада до Суздаля / Ю. Супруненко // Живописная Россия. – 2011

13.Панин, О. Города Ярославской области / О. Панин // Живописная Россия. - 2010. - № 3

14.Супруненко, Ю. От Переславля-Залесского до Полесья / Ю. Супруненко // Живописная Россия. - 2010. - № 3. -  

 15.Борских, О. Ростов Великий / О. Борских // Живописная Россия. - 2010. - № 3. - С. 12-15 : фот.цв.

16.Государственный музей-заповедник "Ростовский кремль" : альбом / Авт. текста Е. Ким, Т. Колбасова. - Москва : Белый город, 2003.  

17.Дебольская, А. Ростов Великий. Кремль. Дорога к дому / А. Дебольская ; фото автора // Путешествие по России. - 2011. - № 3. .

18.Ростов Великий / ред. Е. П. Суздалева ; авт. предисл. П. Тельтевский ; худож. М. А. Суздальцев. - Москва : Советский художник, 1969.  (Памятники древнего зодчества).

19.Борсук, О. Тысячелетний Ярославль / О. Борсук // Живописная Россия. - 2010. - № 3

 20.Ковальчук, Т. Историческая память Костромы / Т. Ковальчук ; фото авт. // Путешествие по России. - 2011. - № 5/6. -   

21.Максимова, Т. Золотая моя Кострома / Т. Максимова // Родина. - 2009. - № 8.  

22.Ионина, Н. А. Суздаль : История. Легенды. Предания / Н. А. Ионина. - Москва : Вече, 2009

23.Супруненко, Ю. От Сергиева Посада до Суздаля / Ю. Супруненко // Живописная Россия. - 2011. - №  

24.Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник : альбом / Сост. М. Шлыкова. - Москва : Белый город, 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО                                                                                                    СОГЛАСОВАНО

 

Протокол заседания школьного                                                                     Зам. Директора по УВР

методического объединения                                  _________________Лыгина  Анна Викторовна

учителей от 29.08.2014 №1                                    «____» _______________________2014 г.