авто

 

Негосударственное образовательное частное учреждение

«Православная Классическая Гимназия «Ковчег»

Московской области

Щёлковского района

  УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора Гимназии «Ковчег»

__________________Даниличева Г.А.

                                                                                                                                                           «____» ___________ 2015 г.

                                                                                                                                        М.П.                                                                                                         

 

Программа кружка по истории в 9, 11 классах по теме:

«ИСТОРИЯ РОССИИ ХХ –XXI ВЕКА  В  ЛИЦАХ»

Программа  составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования (2004) и федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории  (базовый уровень) 2004г.

.

Составитель: 

Головлева О.И.

учитель истории

высшей квалификационной категории.

 

 

Московская область

Щёлково - 2015

 

 

 

                                                                             Кружок по истории

ИСТОРИЯ РОССИИ ХХ-XXI ВЕКА В  ЛИЦАХ

(для учащихся 9,11класов)

34 часа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

     В современной России проводятся реформы, крупные преобразования, происходит духовное обновление общества, становление правового государства, утверждение прав и достоинств личности. Взволнованно и заинтересованно обсуждаются такие вопросы, как человек в обществе и его ответственность за судьбу страны. Много говорят и пишут об общечеловеческих ценностях,связи времён и преемственности поколений, недопустимом и опасном нигилизме по отношению к прошлому. Первостепенное значение в этой связи приобрели проблемы гуманизации образования и нравственного воспитания наших детей.

      Философы, историки, политики, начиная с мыслителей древности, ведут непрекращающиеся споры о роли личности в истории. Одни её абсолютизируют. Другие – полностью подчиняют объективным законам общественного развития. Цель   курса кружка по истории – попытаться найти истину в решении  проблемы  «роль личности в истории» на примере политических деятелей ХХ века. Историю делают личности, как с положительными, так и с отрицательными стремлениями. В этом курсе речь пойдет и о тех и о других. Следует заметить, что при сокращении часов по истории на 1 час не хватает времени изучить необходимый материал в полном объёме и в этом вопросе поможет исторический кружок.

      Выстраивая в хронологической последовательности деятельность ряда выдающихся российских и советских политических деятелей, предлагаемая программа ставит задачей этого курса показать историю страны в лицах. Избранные персонажи, их жизнь и деятельность позволяют лучше познать и осмыслить эпоху, полную драматизма и трагизма. Большинство из них были необычайно яркими, талантливыми и одарёнными людьми. Это  - неоднозначные фигуры, но точно можно сказать, что отличительной их чертой являлась убеждённость. У каждого было своё видение мира; они отстаивали свои взгляды, боролись за претворение  в жизнь своих целей, верили в идеалы.

     Данный курс отличается    тем, что предлагает более детальное знакомство с рядом исторических личностей, оценки  деятельности и личных качеств которых  в школьном курсе нередко страдают односторонностью и   лаконичностью. На это, как правило, просто не хватает учебного времени.

      Данная программа рассчитана на 34 часа и предполагает быть реализованной в трёх методических формах. Первая – это   цикл лекций по курсу. Вторая носит практический характер, её главной целью является закрепление у учащихся умения составлять таблицы (синхронистические- «Современники»; типологические-«Полководцы», «Реформаторы», «Учёные»), отбирать интересный материал  по определённой тематике, представленной в учебной программе. Третья форма предполагает индивидуальную работу   по каждому конкретному объекту изучения  и по видам контрольно-измерительных материалов.

      В процессе деятельности учащиеся самостоятельно выбирают объекты изучения, вид отчётной работы из предложенного перечня и литературу, по которой учащийся будет готовить отчётную работу

 Цели данного кружка и пути освоения учебного материала  курса – дополнить и закрепить нижеперечисленные учебные компетенции :

·        осмысливать и сравнивать прочитанное из разных исторических источников;

·        владеть правилами ведения учебной дискуссии;

·         разбираться в типологии лидерства, 

·        составлять синхронистические таблицы;

·        составлять типологические таблицы;

·         отбирать и формировать интересный материал   по определённой тематике.

      Знания и умения, закреплённые учащимися на занятиях этого кружка, позволят им работать с разными видами документов и таблиц, по-новому посмотреть на роль личности в истории государства, сформировать собственное мнение  по объекту изучения, подготовить публичное выступление на итоговую конференцию.

      Для достижения вышеизложенных целей и требований  к курсу предлагаются  следующие формы и режимы занятий:

·        Научить ребят осмысливать и сравнивать прочитанное из разных источников поможет 2-х часовое практическое занятие по работе с документами актового  и  повествовательно-описательного характера, по теме «Политические репрессии в судьбе человека».

·        Обучить правилам ведения учебной дискуссии поможет ролевая игра «Круглый стол» на тему «Элита Красной армии на голгофе».

·        Научить разбираться в типологии лидерства, помочь ответить на вопрос «Какими качествами должен обладать лидер?» можно благодаря лекции с элементами беседы на тему «Лидер – кто он?».

·        Показать, как эпоха репрессий заставляла человека делать выбор: на чьей стороне быть, укрыться «в норе», молчать или говорить, а главное – видеть, думать и помнить или отворачиваться и забывать, можно на 4-х практических занятиях: «Руководители государства», «Наркомы внутренних дел», «Учёные в советском обществе».

·        Научить составлять синхронистические таблицы можно в ходе лекций и практических занятий.

·        Научить составлять типологические таблицы «Полководцы», «Реформаторы», «Учёные» на 3-х практических занятиях, после прослушивания лекций по этим темам.

·        Научить отбирать интересный материал для хрестоматий по определённой тематике можно при работе с текстами различного характера по деятельности того или иного исторического деятеля можно на практических и лабораторных занятиях.

   На занятиях кружка и в ходе выполнения домашних заданий  учащиеся должны составить самостоятельно   типологическую и   синхронистическую таблицы, подобрать материал для сообщения по выбранному ими объекту изучения;  выполнить варианты задания №40 ЕГЭ-2015 по истории  и   подготовить реферат или   слайд-фильм по выбранному объекту изучения.

Учебно-тематическое планирование:

Название раздела, темы ( № п/п )

Всего часов

Раздел 1. Введение. Роль личности в истории ХХ века.

2 часа

Раздел 2. Руководители государства

9 часов

Раздел 3. Знаменитые реформаторы ХХ века

7 часов

Раздел 4. Наркомы внутренних дел

 3 часа

Раздел 5. Репрессированные в годы культа личности Сталина

4 часа 

Раздел 6. Элита Красной Армии на голгофе.

3 часа

Раздел 7. Современная российская политическая элита

3 часа

Раздел 8. Итоговое повторение

3 часа

Итого

34 часа

 

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА

«ИСТОРИЯ  ХХ-XXI  ВЕКА  В  ЛИЦАХ»

Введение. Роль личности в истории ХХ века. Лекция.

      Философы, историки, политики, начиная с мыслителей древности, ведут непрекращающиеся споры о роли личности в истории. Одни её абсолютизируют, другие – полностью подчиняют объективным законам общественного развития. Где же истина? Выдающиеся деятели России одни более, другие менее, оказали влияние на ход истории. И лучше это удавалось тем, кто знал и учитывал законы развития и улавливал потребности и возможности общества. Чьи устремления больше соответствовали вызову времени. И наоборот, попытки вмешательства в эволюционный процесс, даже продиктованные благими целями, но без учёта этих возможностей и потребностей, заканчивались неисчислимыми страданиями людей, регрессом, деградацией общества, государства. Однако историю делают личности как с положительными, так и с отрицательными стремлениями. Увы, наша история, как дореволюционная, так и советская, это прежде всего войны, сражения, завоевания. На этой основе и формировалось чувство патриотизма, гордости за своё Отечество. Что притупляло ощущение ущербности от осознания принадлежности к народу с самым низким жизненным уровнем среди развитых стран. Нищета отдельно взятого человека компенсировалась богатством Родины и её военной мощью.

      В предлагаемом курсе мы будем говорить о людях, пытавшихся сделать Россию, СССР могущественной не только в военном, но и в экономическом и культурном плане.

  Домашнее задание: эссе «Какими качествами должен обладать лидер?».

Руководители государства: Николай II, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущёв, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин.

      Лекция: краткая характеристику жизни и деятельности руководителей государства.

      Практическое занятие: составление типологической таблицы, в которой  должны быть отражены: годы правления, форма правления, основные направления деятельности, основные исторические события, результат деятельности.

Руководитель

Годы

правления

Форма правления

Основные направления

деятельности

Основные

исторические

события

Результат

деятельности

 

 

 

 

 

 

      Домашнее задание: продолжить составление типологической таблицы.

Знаменитые реформаторы ХХ века: П.А. Столыпин, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущев, А.Н. Косыгин, М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин.

Лекция: характеристика   реформаторской деятельности.

Практическое занятие: составление типологической таблицы «Основные реформы ХХ-XXI  века», в которой обязательно должны быть отражены: реформаторы, годы проведения реформ, реформы, основные положения реформ, результат и значение реформы для государства.

Реформатор

Годы реформ

Название реформы

Основные положения реформы

Результат и значение реформы для государства

 

 

 

 

 

      Домашнее задание: продолжить составление типологической таблицы.

Наркомы внутренних дел: Г.Г. Ягода, Н.И. Ежов, Л.П. Берия.

      Лекция: основные моменты деятельности этих людей на посту наркома внутренних дел и   влияние их деятельность на ход исторического процесса в СССР.

   Практическая работа: работа с документами о деятельности   наркомов внутренних дел СССР; письменный   анализ трёх документов.

Репрессированные  в годы культа личности Сталина политические деятели : Н.И.Бухарин, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, А.А. Кузнецов, Я.Э. Рудзутак, А.И. Рыков, Л.Д. Троцкий.

      Лекция: судьбы репрессированных в годы культа личности Сталина,  особенности их взглядов на политику государства,  причины и процесс их реабилитации.

      Практическая работа: работа с документами, относящимися к деятельности Н.И.Бухарина, Г.Е. Зиновьева, Л.Б. Каменева, А.А. Кузнецова, Я.Э. Рудзутака, А.И. Рыкова, Л.Д. Троцкого. Цель работы: помочь учащимся отобрать самые интересные и содержательные документы для сообщения по теме «Репрессированные в годы культа личности Сталина».

Элита Красной Армии на голгофе. М.Н. Тухачевский, И.Э. Якир, В.К. Блюхер, А.И. Егоров.

      Круглый стол: ролевая игра поможетобучить правилам ведения учебной дискуссии на примере деятельности М.Н. Тухачевского, И.Э. Якира, В.К. Блюхера, А.И. Егорова.   Документы должны содержать уникальные сведения о деятельности этих военачальников.

  Домашнее задание: составить   сообщения по теме «Элита Красной Армии на голгофе».

Полководцы Великой Отечественной войны 1941-1945гг: маршалы СССР Г.К. Жуков,   А.М. Василевский,   И.С. Конев, К.К. Рокоссовский,  Р.Я. Малиновский.

      Домашнее задание:   составить типологическую таблицу «Полководцы Великой Отечественной войны»

Учёные ХХ века на службе Отечеству: Н.И. Вавилов, А.Д. Сахаров, С.П. Королёв.

      2-х часовая лекция  т о деятельности учёных, о пользе их открытий для нашего государства и о роли государства в судьбе этих выдающихся учёных. Результат работы - типологическая таблица «Учёные ХХ века на службе Отечеству».

 

Учёный

Годы жизни

Глава государства

Научное открытие или изобретение

Результат и значение открытия или изобретения для государства

 

 

 

 

 

Составление синхронистической таблицы «Современники».

Глава государства

Видные политические деятели

Представители науки

Представители

культуры

Характер взаимоотношений

 

  

КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН КРУЖКА

 

 «ИСТОРИЯ РОССИИ В  ЛИЦАХ.  ХХ - XXI ВЕК».

 

п/п

 

Темы занятий

 

Кол-во часов

 

Форма занятия

 

Форма подведения итогов

 

1-

Введение. Роль личности в истории. Портрет исторического деятеля. Критерии оценивания задания №25  ОГЭ и ЕГЭ-2016 по истории.

2

Лекция

Эссе «Какими качествами должен обладать лидер?».

2

Руководители государства: Николай II, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущёв, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин.

9

Лекции -5ч

Практические занятия-4ч

Составление типологической таблицы «Руководители государства». Слайд-фильм.

3

Знаменитые реформаторы ХХ-XXI века:

С.Ю. Витте. П.А. Столыпин, Консервативная модернизация.  

В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущев, А.Н. Косыгин, М.С.Горбачёв, Б.Н. Ельцин.

7

Лекции -4ч

Практические занятия-3ч

Составление типологической таблицы «Основные реформы ХХ-XXI века». Слайд-фильм.

4

Карательно-репрессивный аппарат тоталитарного режима.

 Наркомы внутренних дел: Г.Г. Ягода, Н.И. Ежов, Л.П. Берия.

Политические процессы 1920-30гг: «Ленинская Гвардия»: Троцкий. Каменев, Зиновьев, Бухарин.

3

Лекции -2ч

Практическое занятие-1ч

Письменный анализ документа. Слайд-фильм.

5

Элита Красной Армии на голгофе.

М.Н. Тухачевский, И.Э. Якир, В.К. Блюхер, А.И. Егоров.

Репрессии в армии и их последствия.

4

Лекции -2ч

Практические занятия-2ч

Сообщения по теме «Репрессированные в годы культа личности Сталина».

 

Репрессированные в годы культа личности Сталина: деятели науки, культуры, творческая интеллигенция.

4

Лекции -2ч

Практические занятия-2ч

Сообщения по теме «Репрессированные в годы культа личности Сталина».

6

 Современная российская политическая элита

3

Лекции -2ч

Практическое занятия-1ч

Работа с материалами СМИ.

Слайд-фильм.

7

Итоговое повторение

2

Практические занятия-3ч

Индивидуальные итоговые проекты.

 

 

Литература для учителя:

Федеральный государственный стандарт основного общего образования (2004).

Федеральная  Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории  (базовый уровень) 2004г.

Клокова Г.В. Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории. Журнал «ПИиОвш», 2011, №1.

 Юдовская А.Я. Возможно ли личностное отношение ученика к истории. Журнал «ПИиОвш», 2014, №3.

Юдовская А.Я. Критически осмысливать прочитанное. Журнал «ПИиОвш», 2014, №10.

Тарасова Н.В. Проектная работа по истории. Журнал «ПИиОвш», 2014, №3.

Букинич С.А. Проблемно-творческие задания по истории. Журнал «ПИиОвш», 2014, №2.

Козина Д.И. Обучение сравнению на уроках истории. Журнал «ПИиОвш», 2014, №4.

Полякова О.Б. Учебная дискуссия на уроке истории. Журнал «ПИиОвш», 2014, №10.

Сайпулаева Т.Ю. О понятии гражданственности. Журнал «ПИиОвш», 2012, №4.

Зотова В.М. Зачёт-дискуссия по теме «Политические лидеры и их роль в современном обществе». Журнал «ПИиОвш», 2012, №4.

 Савицкая Ю.В. Метод проектов на уроках истории и во внеклассной работе по предмету. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2015.

 Трунова Т.А. Организация «Круглого стола» на уроках обобщающего повторения. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2014

Назарова М.К. « История в лицах». М.: Просвещение,  2011 год,

Чайка Е.К. Применение сравнительно-исторического метода познания на уроках истории. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2009-2010 год.

Солнцева Е.А. Эпизоды «большого террора».  М.: Просвещение, 2013.

 

Литература для учащихся

Озерский В.В. Правители России. От Рюрика до Путина. История в портретах. Ростов н/Д: Феникс, 2014.

Возвращённые имена: Сборник публицистических статей в 2-х книгах. – М.: Изд-во  Агенства печати Новости, 2009.

Казарезов В.В. самые знаменитые реформаторы России. – М.: вече, 2012.

Исторические портреты/ В.А. Артёмов, Н.А. Васецкий, В.Л. Генис и др.; Под общ. ред. Г.Н. Севостьянова. – М.: Просвещение, 2013.

Полководцы Великой Отечественной. Книга для учащихся ст. классов/ Сост. А.М. Кучеров. – М.: Просвещение, 2008.

Лесков В.А. Заговор маршала Тухачевского. – М.: Вече, 2009.

Черушев Н.С. Элита Красной Армии на голгофе. - М.: Вече, 2015.

Орлов А.С. Тайная битва сверхдержав. - М.: Вече, 2009.

 

 Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. Ростов н/Д: Феникс, 2011.