Православная классическая гимназия "Ковчег" - Рабочая программа внеурочной деятельности по истории России «Моя малая родина» 5 класс

авто

Негосударственное образовательное частное учреждение

«Православная Классическая Гимназия «Ковчег»

Московской области

Щёлковского района

  УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора Гимназии «Ковчег»

__________________Даниличева Г.А.

М.П.                                                               

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

по истории России

«Моя малая родина»

5 класс  

 

 

 

Составитель: 

Головлева О.И.

учитель истории

высшей квалификационной категории.

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Щёлково - 2015

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная образовательная политика предполагает знание школьниками этнокультурных особенностей того или иного региона, являющееся одним из средств нравственно-эстетического воспитания учащихся.

Материалы по историческому краеведению, положенные в основу данного курса, располагают богатейшими возможностями и призваны воспитывать патриотические чувства, вызывать интерес к жизни родного края, развивать мыслительные способности.

Рабочая программа по краеведческой деятельности для 5класса составлена с учётом нормативных документов:

1.Приказ МОН РФ от 26.109.2010 №1241 «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Приказом МОН РФ от 6.10.2009».

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09. 2011 №2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом МОН от 6.10.2009 от 6.10.2009».

3. Письмо МОН РФ №03-296 от 12.05. 2011 « Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО.

Предлагаемая программа внеурочной деятельности по истории относится к тематическим образовательным программам для младших подростков. Она направлена на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использует при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.

Основными объектами изучения   являются природное, социально-экономическое и культурное развитие Щёлковского района. Краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с духовно-нравственным воспитанием учащихся.

Изучая свой край, дети осознают себя частью истории и настоящего своего края, его истоков, идеалов, святынь, проявляют уважение к культуре и историческому наследию своих предков. Данная программа кружка по истории даст возможность учащимся определить свою роль в жизни семьи, общества, наконец, своего края.. Они осознают готовность продолжать добродетели предков, и исправлять их ошибки. Именно на этих занятиях реализуется возможность обучения нравственным законам и принципам, отвечающим представлениям об истинной человечности и доброте, об экологическом, полноценном восприятии окружающего мира, которым дети будут руководствоваться в жизни.

Последнее имеет особое значение для развития детей младшего школьного возраста. Из-за склонности к стандартному поведению в сочетании со стремлением выглядеть в глазах взрослых не хуже других детей, одной из задач педагога является создание благоприятных условий для развития самостоятельности учащихся, их самопознания, самореализации.

Данная рабочая программа внеурочной деятельности по истории для младших подростков рассчитана на 1 год. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в постоянных группах в 5кл. -35часов в год, одно занятие в неделю продолжительностью 45 минут.

В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Щёлковского района  и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории Московской области, составляющих целостное культурное наследие .. На уроках будут использоваться разнообразные формы самостоятельной деятельности учащихся поискового, исследовательского характера.

Цели курса:

  • формирование представлений о древней истории района как части общемировых процессов;
  • воспитание личности гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции;
  • развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных умений;

·          воспитание природо - и культуроохранного, экологического сознания.

Задачи.

·         пробуждать интерес к родной истории, судьбам людей родного края;

·        дать представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном, культурном своеобразии родного края;

·        развить чувства патриотизма и уважения к малой Родине;

·        расширить, углубить, конкретизировать знания по истории России, предусмотренные федеральным компонентом;

·        воспитать чувство привязанности к родному краю и готовность к активному участию в жизни региона;

·        формировать у учащихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего;

·        развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края.

Для реализации программы используются объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и проблемный методы обучения. Также применяются такие формы организации учебной деятельности как лекционная система занятий, ученическая конференция, ролевая игра и другие. Предусмотрены практические работы: знакомство с предметами быта, орудиями труда, их зарисовка, описание. творческие работы по теме «Памятники мой малой Родины»

 

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать/понимать:

  • место и роль родного края в контексте отечественной и всемирной истории;
  • источники комплексного изучения родного края, значимость культурного наследия своей Малой Родины;
  • хронологические рамки появления первых стоянок людей каменного века на территории Республики Тува;
  • виды хозяйственной деятельности, обычаи, традиции, культуру населения Республики Тува.

Уметь:

  • описывать основные племена и народы, жившие на территории края с древнейших времен, их занятия, облик, обычаи;
  • осмыслять доступный для их возраста исторический материал;
  • объяснять значение основных понятий;
  • соотносить историю своей семьи, города Кызыла с региональной историей;
  • вести элементы исследовательской деятельности при изучении истории своей семьи, родного края;
  • показывать на карте и описывать географическое положение Республики Тува как административно-территориальной единицы;
  • составлять своё генеалогическое древо.

 Прогнозируемый результат и способы определения результативности.

В ходе реализации программы обучающиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка. Обучающиеся должны знать: историю своего края, села, своей школы. Обучающиеся должны уметь:

- работать с историческими источниками;

- проводить экскурсии, радиобеседы, тематические классные часы;

- оформлять полученные материалы в творческих работах

- овладение навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений.

- усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.

 

 

 

 

Календарно-тематический план

по курсу «Моя малая Родина» для 5 класса

(1 час в неделю, всего 35 часов).

Тема занятий

Содержание

Кол. часов.

1

Краеведение- наука о родном крае.

Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.

2

2

Красотою славится наша земля.

Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе.

2

3

Щёлковская земля.

    Климат. Растительный мир. Животный мир.

2

4

Топонимика нашего района

Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Щёлковского  района.

3

5

Реки, давшие жизнь нашему городу.

Реки Клязьма и Воря - средневековые торговые дороги Руси. 

2

6

С чего всё начиналось.

Наш край в древности. Археологические памятники на территории района. Племена вятичей

3

7

Здесь пыль веков.

Экскурсия в районный краеведческий музей.

2

8

О чём рассказали книги.

Работа с краеведческой литературой.

2

9

Первые русские поселения.

История появления на карте района первых  поселений. Знакомство с бытом и традициями русских в нашем районе  (села Петровское ,Аристовское   на Клязьме, монастырское село Душеново, сельцо Мизиново)

2

10

Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края.

Христианские святые, понятие святости. Литература Древней Руси о христианском понимании красоты. Изображение святых в иконописи. Икона «Все святые, в Земле Российской просиявшие». Маршрут «Храмы Подмосковья, названные в честь святых».

2

Особенности православной культуры.

Какие виды искусства объединяет в себе православная культура? Церковный характер искусства Древней Руси.

2

10

 

11

Древнерусский монастырь – центр христианской православной культуры.

 

Восточное Подмосковье.

Чудотворец Николай Мирликийский. Добродетели кротости и смирения. История Николо-угрешского монастыря. Храмы в честь святителя Николая.

3

12

Христианство в жизни русских людей.

Смысл жизни христиан, грех и добродетель. Пути к добродетельной жизни. Смысл монашеской жизни.

3

13

История русского монашества.

Старинные монастыри Щелковского района: Николо-Берлюковская пустынь.

4

14

Как возводились русские монастыри.

 Отражение христианского мировоззрения в произведениях великих русских художников, писателей и поэтов

3

 

 

   В качестве методических пособий при составлении программы были использованы пособия:

1. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» Пособие для учителя, М. «Просвещение», 2011

2.П.В.Степанов, С.В.Сизяев, Т.Н.Сафронов «Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность» Пособие для учителей ОУ, М. «Просвещение», 2011

               Дополнительная литература.

¾   Батьков А.С. Деревня Чижово - Фрязино, Клуб «Историк», 2005.

¾   Бразгалов, А. Н.  История села Трубино Щелковского района Московской области / А.Н. Бразгалов.- Щелково (Моск. обл.): б.и., 2013.

¾   Брызгалов А.Н.   Возрождение храма преподобного Сергий Радонежского в Трубино.

¾   Брызгалов А.Н.   "Край моего детства. История деревень сельского поселения Трубинское 

¾   Ровенский Г. Топонимический справочник Щелковского района. Щелково . 2014

¾   Г. Ровенский. Щёлковская старина. Краткая история от древних времен до статуса города

¾   Г. А. Хехерева   Щелковский край: исторические очерки Щелково, 2004

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                               СОГЛАСОВАНО

На заседании МО учителей  истории и обществознания

НОЧУ «ПКГ «Ковчег»                                                                                     Зам. директора по УВР  НОЧУ «ПКГ «Ковчег»

Протокол №6__ от __28_____06___ 2015 г.                                                                          _______________ Лыгина А.В.