авто

В истории нашей Малой Родины - Щёлковской подмосковной земли  – есть имя священномученика Кукши.  

Святой - это человек со светлой душой, с душой, в которой нет зла и который ради любви к Богу и к людям готов вынести любые жизненные тяготы  и принять мученическую смерть. Не случайно именно в России, как ни в какой другой стране мира, так много людей причислено к лику святых.

   Именно такие, как святой Кукша, принесли к племенам восточных славян, в древности населявших территория между Окой и Москвой-рекой, учение Евангелия, чистое, как свет Божий, ставшее вскоре вполне им родным и понятным, наполненное искренней любовью к ним и славе Божией: тогда христианство явилось перед славянами даром истинно небесным, который стал для них выше и дороже всего в мире.

Племя вятичей заселило территорию верховьев реки Оки довольно поздно, лишь в VIII веке, когда остальные славянские племена уже давно обитали в Восточной Европе. По словам летописца, они пришли «от ляхов» — с территории, находившейся вблизи той, что была занята поляками, то есть с запада. Наименование племени вятичей происходит, по преданию, от имени их вождя Вятко (Вячеслава, то есть «более славного»). Вятичи постепенно заняли огромную площадь нынешних Брянской, Орловской, Калужской, юга Московской, Тульской, Воронежской, Липецкой, а позже и Рязанской областей. Здесь основываются города Дедославль (предположительная столица вятичей — севернее Тулы), Брянск, Карачев, Козельск, Севск, Кром, Мценск, Новосиль, Елец и другие.  Тогда в центре этой территории располагался гигантский  Оковский лес. По данным антропологов, это были рослые люди с высокими узкими лицами и крупными носами. Живя в лесах, вятичи надолго сохранили свои языческие традиции.   Мертвых сжигали и хоронили в курганах, которые являлись капищами, где  приносились кровавые жертвы животных и даже людей. Первоначально вятичей обложили данью хазары, исповедовавшие иудаизм, но летописи указывают вятичей и как участников похода киевского князя Олега Вещего в 907 года на Византию. В 964 году Святослав Великий совершил, видимо, неудачный поход на вятичей. Но после разгрома Хазарского каганата он в 966 году организует новый поход на них. Возможно, уже с этого времени киевские князья считали вятичей своими подданными.
     Будущий креститель Руси князь Владимир Святой еще в 981 г. совершил поход на непокорных вятичей, обложив их данью, и тем номинально включив их земли в Киевскую Русь. Но в летописи указано, что вятичи «заратились», то есть подняли против киевских наместников и дружины войско, и в 982 г. князь их усмирял снова. В 988 году, по словам Повести временных лет, князь начал ставить города  и набирать «лучших мужей», в том числе и от племени вятичей, и населил ими новые города.       К этому времени археологи относят появление первых курганов вятичей, где останки помещались без сожжения, при этом руки покойных по-христиански крестообразно складывались на груди. Но с этим соседствовали языческие амулеты и ритуалы, что говорит о существовании языческого двоеверия, когда Христос воспринимался и почитался местными язычниками как еще один языческий бог. Всерьез же заходить вглубь земли вятичей оставалось опасно, и там жили по старым языческим законам.  Управлялась эта земля местной династией и оставалась в целом некрещеной.
    Крещение всей земли племени вятичей связано с именем киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1053–1125). Владимир, как он сам рассказывает в своем «Поучении детям», познакомился с нашим краем в 13 лет, когда впервые по поручению отца примерно в 1066 году совершил свой первый поход к принадлежавшему князю Всеволоду городу Ростову Великому, через землю непокорных вятичей. Этим он, видимо, гордился до конца дней и с описания данного события начинает свою автобиографию.
  Поскольку племена вятичей формально входили в Черниговское княжество и еще не были полностью крещены, приобщение их к христианству стало одной из главных забот  князя. Однако перед этим предстояло привести к покорности жителей здешних земель. Предположительно, в 1092–1093 годах Владимир совершает два успешных зимних похода в земли вятичей.  
  Утратив политическую самостоятельность, земли вятичей   окончательно входят в состав   Черниговского княжества

В церковном отношении они находились под управлением Черниговской кафедры, которая  взяла на себя распространение христианства среди вятичей.
 Несомненно, по настоянию великого князя, хорошо знавшего землю вятичей, и по благословению Киевского митрополита, уже летом 1113 года в область вятичей отправляется христианская миссия во главе с Кукшей и его учеником Никоном.    Часть историков считала, что Кукша — захваченный в плен князь, возможно, сын Ходоты,  и Владимир Мономах, опасаясь восстаний и желая отрешить захваченного в плен князя от наследственной власти, отвез его в Киев, обратил в христианство и постриг в монахи, лишив вятичей наследственного вождя. По другой версии, Кукша был выходцем из числа «лучших мужей», крещенных еще Святым Владимиром, в среде которых продолжало развиваться христианство, и этим могут объясняться смутные предания о его знатности. При пострижении, по преданию, он получил имя Иоанн. Однако достоверных сведений об этом нет, поскольку Церковь причислила его к лику святых под тем именем, которое он получил в язычестве. В этом многие историки также усматривали свидетельство его знатности.  
     Имя Кукша, которое донес до нас Киево- Печерский патерик, по происхождению явно языческое. Существует несколько версий его значения. В северных русских регионах это слово означает птицу семейства вороновых. Другое объяснение значения имени вытекает из старинного корня «кук», обозначающего «сухость» (можно сравнить слова «скукситься» — сморщиться или «скукожиться» — ссохнуться). Святой Кукша мог быть выходцем из земель вятичей. В ранней версии Киево- Печерского патерика святой упоминается также как Купша, что является сокращением от имени Киприян (Куприян). При этом в источниках к этому времени относится упоминание о киевском Купшином монастыре на реке Сетомль. В таком случае Купша — это, возможно, второе — уже схимническое, монашеское — созвучно подобранное имя того же человека, вероятно, даже основателя и настоятеля монастыря

Достоверно известно, что священномученик Кукша был иноком Киево- Печерского монастыря. Одной из основных форм деятельности монастыря было осуществление апостольской миссии в землях язычников. Киево-Печерская лавра, откуда совершалась миссия, была тесно связана с Черниговской кафедрой.

Вероятно, на проповедь Евангелия среди вятичей Кукшу призвал Черниговский архипастырь Иоанн, который обращает внимание на духовное состояние вятичей. Очевидно, миссия состояла из нескольких человек, иначе на речных судах было бы невозможно проплыть такие расстояния и преодолеть дебри лесов и топи болот.
    В 1113 году архиепископа Иоанна сменил святитель Феоктист, в прошлом игумен Киево-Печерского монастыря с 1103 по 1113 год, ближайшим сподвижником которого и был Кукша. Видимо, миссионеры отправились в путь из Чepнигова по реке Десне. Миновав Новгород-Северский и Трубчевск, населенные племенами северян, миссия достигла пределов вятичей. В тех местах было записано древнее предание о «великом муже» Куке. Перед ним расступались леса и горы. Он передвигал реки и озера. Затем последовал переход к Карачеву, после которого монахи через непроходимые дебри и болота углубились в языческие земли. Достигнув реки Оки, по ней они отправились ко Мценску. Здесь от миссии отделился преподобный Авраамий Печерский, проповедовавший в земле новосильской.
Согласно преданиям, святой Кукша поселился в Введенской церкви  поставил чудотворный образ святителя Николая из дерева в человеческий рост и восьмиконечный каменный крест. В 1238 году, когда хан Батый шел на Мценск, священники спрятали его у подножия горы Самород в тайнике подземного хода, у скрытого источника. Найден он был лишь в год окончательной победы христианства в1415году. .
Проповедь Кукши сопровождалась чудесами. Он «недужных исцелял и чудодействием многих приведе ко Христу». В Печерском патерике, где находится житие святого Кукши, читаем, что современник Кукши, епископ Владимирский   в послании к  архимандриту Киево-Печерского монастыря, писал, что Кукша: «зане вятич и людей неверствием помраченных крести и многих верою просвети. Многи же и велика чудеса сотвори. Он бесов прогнал, «дождь с небесе сведе, озеро иссуши». Вятичи обожествляли   воду,   а все озера и реки, по их представлению  , были наполнены низшими божествами, носившими общее название «водяных». В них топили в качестве жертвы, привязав камни к ногам, живых людей.
    Язычники начали креститься. Но далее в Киево- Печерском патерике мы читаем, что святой «по многих муках усечен бысть со своим учеником Никоном». Древние летописи упоминают, что последнее место пребывания Кукши – пещерный монастырь на берегу реки Вори.  Местные жители говорили, что «святой Кукша жил в этих местах» и кровь пролил в полуверсте от колодцев в лесу при большой дороге у болота, берега которого постепенно сужались. Видимо, августовской ночью язычники напали на миссионерский стан, подвергли иноков мучениям, а затем святой Кукша был отведен в сторону и у болота обезглавлен — мечом «усечен бысть с учеником своим». Вероятнее всего, что мученическую кончину он принял на утренней заре 27 августа (9 сентября) 1113 г. Историки прошлого полагали, что убийцами преподобного были жрецы вятичей или их старейшины.
Киевские монахи отправили людей в страну вятичей на поиски тел миссионеров. Прибывшие иноки увезли мощи первокрестителя, которые были помещены в ближние (Антониевы) пещеры лавры, где находятся и поныне.

Уже спустя пять лет по смерти Кукши можно найти явные следы христианства в городах края. Так  в 1147 году был подписан и утвержден крестным целованием видных вятичей мирный договор Святослава Ольговича с его Черниговскими родственниками. Епископы Порфирий I и Порфирий II на своем пути во Владимир не раз проезжали через этот край.  Археологи находят каменные нательные крестики, относящиеся к этому времени.
  Видимо, память о Кукше первое время поддерживалась. По утверждениям крестьян в XIX веке, колодец, у которого был убит просветитель, являлся «святым местом», и богомолье возле него «происходило с незапамятных времен». По преданию, у болота, на месте гибели святого Кукши над «Богомольным», или «страдальческим святым», колодцем его почитатели построили часовню с крестом, где местные жители ежегодно на второй день праздника Троицы собирались на водосвятный молебен перед иконами из приходского храма.

На дороге против колодца был поставлен крест с вделанной кружкой для сбора пожертвований. Однако с течением времени почитание стало ослабевать.

 К концу XIX века эти сооружения разрушились.
Однако в конце XIX века открывается ряд церковно-просветительских обществ и братств. Создается братство в память священномученика Кукши.   
Орловский церковно-археологический комитет избрал небесным покровителем Кукшу.  Было установлено празднование памяти святого Кукши. Указ Синода от 13 августа того же года разрешил празднование 27 августа (9 сентября).
В конце августа 1913 года   широко отмечалось 800 летие со дня кончины Кукши. Во всех храмах   прошли торжественные богослужения с молебнами Кукше.  

 Преподобный Кукша выступил один против заблуждений поразивших народ, далекий от Печерской обители. Один из первых русских монахов отправился к этому народу, и не походы Святослава, а жизнь и смерть преподобного связала вятичей со всей Русской землей. Гроза половцев, Владимир Мономах в поучении детям вспоминал как великий подвиг поход с дружиной на вятичей. Преподобный же Кукша один отправился в неведомые земли, и нашел в дороге ученика и друга и возможность вернуть веру обманутому народу. Мирской историк может добавить, что там же нашел он и мученическую смерть, но в тот же день смерть постигла и друга его преподобного Пимена Постника в тиши Киево-Печерского монастыря в окружении братии. Ведь Сущность монашества не в бегстве от мирских забот, а в поиске в сердце своем тех неизвестных человеку, но известных Богу сил, которые и позволят ему совершить поступок во славу его, даже если он и останется не замечен людьми, или не понят.  

 Но в наши дни   имя Кукши не  забыто. В 1999 г. был создан скит святого Кукши на месте его убиения. В 2012 году,  он был преобразован в монастырь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1.Житие преподобного священномученика Кукши Печерского, просветителя вятичей и ученика его Преподобного Никон

2. М.В. Антонова, М.А. Комова.   Киево- Печерский патерик как источник иконографии преподобного Священномученика Кукши. 3.  И.В Маркина "Просветитель вятичей. О миссионерском подвиге священномученика Кукши Печерского". 

         4.Черты жизни, апостольской проповеди и мученической кончины священномученика Кукши, взятые из службы ему — 27 августа. Доклад, читанный в Орловском церковном историко-археологическом Обществе

 

секретарем Иваном Комягинским.