авто

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор Гимназии «Ковчег»

д. Душоново

_________________ Новичков А.В.

«01» сентября 2014 г.

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ

негосударственного образовательного частного учреждения «Православная Классическая Гимназия «Ковчег»

 

 

1.Общие положения

 1.1. Классный руководитель назначается с согласия педагогического работника и освобождается от должности приказом директора Гимназии.

 1.2. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя, не имеющего класса и работающего в данном классе.

 1.3. Руководство и контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

 1.4. Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, директором, заместителями директора по УВР и ВР.

Быть профессионально компетентным классным руководителем можно, только владея в полной мере нормативно-правовой базой по вопросам образования.

Выстраивая стратегию воспитания в современных условиях, классный руководитель должен владеть специальными знаниями в определенных областях, умениями и навыками деятельности по отдельным направлениям, обеспечивающим качество воспитательной работы, систематически повышать свой профессионализм, соответствовать запросам современной реальной жизни.

2.  Цель и задачи деятельности классного руководителя

        2.1. Цель: создать благоприятные психолого-педагогический условия для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, для сохранения неповторимости личности и раскрытия его потенциальных способностей и создание условий для духовного, нравственного, умственного, физического совершенствования.

2.2. Задачи деятельности классного руководителя:

       - организация системы гуманистических, духовно-нравственных отношений в классном коллективе через разнообразные виды и формы воспитательной деятельности учащихся.

-  Защищать права и интересы обучающихся.

        - Формировать у гимназистов здоровый образ жизни, нравственные смыслы и духовные ориентиры, воспитывать патриотические чувства.

3. Нормативно-правовая компетентность классного руководителя:

- знание законодательства о современном образовании;

- нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности  классного руководителя;

- умение применять  правовую базу по вопросам защиты детства;

- умение применять законодательные акты, определяющие содержание воспитания.

4. Основополагающие документы, определяющие стратегические направления модернизации деятельности классного руководителя:

 4.1. Конституция РФ – основной закон Российского государства

 4.2. Конвенция ООН о правах ребенка.

 4.3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»  от 29.12.2012 N 273-ФЗ в действующей редакции.

4.4. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015)

"О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.  

4.5. Приказ  Минобрнауки России от 15.03.2013 №185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания».

4.6.  Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы. Утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761.

4.7.  Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение  Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р

4.8. Закон Московской области № 114/2015-ОЗ «О патриотическом воспитании в Московской области»

4.9. Требования ФГОС.

4.10. Решения органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся;

5. Функции деятельности классного руководителя.

5.1 Аналитические:

5.1.1. Изучение индивидуальных особенностей детей и подростков;

5.1.2. Изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника;

5.1.3. Анализ и оценка уровня воспитанности личности и коллектива;

5.1.4. Изучение и анализ становления и формирования коллектива класса;

5.1.5. Изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды на учащихся  класса, анализ воспитательных ценностей проведенного дела.

5.2. Прогностические:

5.2.1. Прогнозирование результата намеченного дела или воспитательного воздействия;

5.2.2. Прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся;

5.2.3. Прогнозирование этапов становления и формирования коллектива;

5.2.4. Построение модели воспитательной подсистемы, соответствующей воспитательной системе гимназии;

5.2.5. Определение ближних и дальних перспектив жизнедеятельности классного коллектива;

5.2.6. Прогнозирование последствий складывающихся в детском коллективе отношений (между воспитанниками, между педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями учащихся и др.)

5.3. Организационно-координирующие:

5.3.1. Изучение особенностей развития  ребенка, отражение  данных в психолого-педагогической карте (при постановке на внутришкольный учет);

5.3.2.П воспитанникам в учебной деятельности;

5.3.3. Помощь и сотрудничество в деятельности органов самоуправления, развитие классного самоуправления с целью привития навыков самоорганизации, ответственности, готовности и умения принимать жизненные решения;

5.3.4. Индивидуальный подход к каждому обучающемуся  коллектива как субъекту деятельности;

5.3.5.Содействие воспитанникам в получении дополнительного образования через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых как в гимназии, так и вне ее;

5.3.6. Создание условий для самовоспитания и саморазвития личности воспитанника, организация  психологического просвещения обучающихся  в рамках классных часов;

5.3.7. Защита прав и свобод воспитанника;

5.3.8. Организация взаимодействия с семьями обучающихся: проведение родительских собраний, консультации для родителей, привлечение родителей к гимназии, осуществление немедленного контакта с родителями в случае чрезвычайных происшествий, связанных со здоровьем и жизнью детей;

5.3.9. Организация взаимодействия в работе малого педсовета по проблемам обучающихся своего класса, посещение уроков учителей-предметников;

5.3.10. Участие в работе педсоветов, семинаров, административных советов и методических совещаний;

5.311.Сотрудничество во взаимодействии с внешкольными воспитательными учреждениями;

5.3.12.Содействие профессиональному самоопределению выпускника, подведение к осознанному выбору профессии;

5.3.13.Стимулирование творческой, инновационной деятельности обучающихся; координация воспитательных усилий педагогов класса, и других работников гимназии;

5.3.14. Ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей во время внеурочных мероприятий;

5.3.15. Организация питания, дежурства по классу, дежурства по Гимназии; организация трудовых дел.

5.3.16. Ведение документации (журнал, учет посещаемости, дневники, личные дела обучающихся , план работы классного руководителя, психолого-педагогические карты воспитанников, стоящих на внутри школьном учете;

 

5.4 . Коммуникативные:

5.4.1. Помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде, помощь в развитии общения, помощь каждому адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий статус среди сверстников;

5.4.2. Построение оптимальных взаимоотношений: «учитель-ученик», «учитель-родители», «родители-ученик»;

5.4.3. Помощь обучающимся в установлении отношений с окружающими людьми, социумом;

5.4.4.Содействие установлению и поддержанию благоприятного психологического климата коллектива в целом и для каждого отдельного воспитанника в классе.

6. Полномочия классного руководителя

 

Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:

6.1. Получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей.

6.2. Координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся через проведение педагогических консилиумов, малых педсоветов и других форм коррекции.

6.3. Присутствовать на любых мероприятиях и уроках, проводимых учителями-предметниками в классе (без права входить в класс во время уроков без экстренной необходимости, делать замечания учителю в течение урока).

6.4. Определять (разрабатывать, создавать совместно с заместителем директора по ВР и медработником) программы индивидуальной работы с воспитанниками и их родителями.

6.5. Получать по запросу  от учителей-предметников информацию об организации учебно-воспитательного процесса класса и отдельных обучающихся.

6.6. Приглашать родителей обучающихся (лиц их заменяющих) в гимназию.

6.7. Поощрять обучающихся в порядке, установленном традициями гимназии.

6.8. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленным Уставом гимназии и в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 15.03.2013 №185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания»

6.9. Участвовать в работе гимназических структур самоуправления: педсовета, методических советах  и других совещаниях гимназии.

6.10. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности гимназии, выступать с деловой, конструктивной критикой, выносить на рассмотрение административного совета, согласованные с классным коллективом мнения и предложения.

6.11. Определять свободно индивидуальный режим работы с детьми.

6.12. Вести методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности.

6.13. Применять  общепринятые воспитательные системы, программы, творчески применять новые формы, методы, приемы воспитания, руководствуясь принципом «не навреди».

6.14. Защищать собственную честь и достоинство в гимназических органах самоуправления, в том числе в случае несогласия с оценкой состояния воспитательной работы в классном коллективе.

Классный руководитель не имеет право:

6.15. Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом.

6.16. Использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика.

6.17. Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение.

6.18. Обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.

 

7. Классный руководитель несет ответственность:

 

7.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и правил внутреннего трудового распорядка гимназии, законных распоряжений директора или заместителей директора гимназии, должностных обязанностей, установленных данным положением.

7.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью

обучающихся, классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».

7.3. Виновный в причинении гимназии ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством.

7.4. За несвоевременное и некачественное планирование своей работы на каждый учебный год и на каждую четверть классный руководитель привлекается к ответственности в дисциплинарном порядке.

7.5. За несвоевременный и некачественный отчет о проделанной работе на каждый период классный руководитель привлекается к ответственности в дисциплинарном порядке.

 

8. Организация деятельности классного руководителя

Деятельность классного руководителя с классом и отдельными его учащимися строится в соответствии с данной циклограммой:

8.1.Классный руководитель ежедневно:

- ведет классный бумажный и электронный журнал.

- вместе с классом посещает утренние молебны (в соответствии с расписанием).

- после 1-го урока  должен иметь информацию о количестве  учеников в классе и опоздавших обучающихся, выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и непосещаемости учебных занятий;

- участвует в организации горячего питания: сопровождает детей в трапезную, контролирует соблюдение дисциплины во время трапезы и работу дежурных,

- организует и контролирует дежурство учащихся в классном кабинете;

закрепленного за классом. Контролирует проветривание  класса на каждой перемене.

- организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении;

8.2. Классный руководитель еженедельно:

·                         организует дежурство по гимназии, трапезной.

·         проверяет ведение учащимися дневников с выставлением отметок за неделю;

·         проводит час классного руководителя (классный час) в соответствии с планом воспитательной работы;

·                             координирует деятельность учителей-предметников, работающих в классе, организует встречу отдельных родителей  с учителями-предметниками.

·         организует работу с родителями (по ситуации);

·         анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных учащихся;

8.3. Классный руководитель ежемесячно:

·         посещает уроки в своем классе (по мере необходимости);

·         организует заседание родительского комитета класса;

·         организует работу классного актива;

8.4. Классный руководитель в течение учебной четверти:

·        участвует в работе методического объединения классных руководителей;

·         проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояние успеваемости и уровня воспитанности учащихся;

·         проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть;

·         проводит классное родительское собрание (обязательно ведение протокола);

·         представляет в учебную часть отчет об успеваемости  учащихся класса за четверть

8.5.  Классный руководитель ежегодно:

·         оформляет личные дела учащихся;

·         анализирует состояние учебной и воспитательной работы в классе и  уровень воспитанности обучающихся в течение года;

·         составляет план воспитательной работы в классе (план классного руководителя);

·         собирает и предоставляет в администрацию гимназии, статистическую отчетность об учащихся класса (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, трудоустройство выпускников и пр.).

8.6. Воспитательные мероприятия для обучающихся проводятся не менее двух в месяц (без классных часов).

8.7.  В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

·         индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

·         групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);

·         коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

9. Документация и отчетность классного руководителя

 

9.1    Классный руководитель ведет следующую документацию:

§       классный журнал;

§       личные дела обучающихся;

§       дневники обучающихся;

§       план воспитательной работы с классным коллективом;

§       портфолио классного руководителя;

§       портфолио класса;

§       портфолио каждого обучающегося;

§       текущая документация

9.2.             План воспитательной работы содержит разделы:

§ характеристика классного коллектива;

§ анализ работы классного руководителя за прошлый учебный год за исключением классных руководителей, принимающего новый класс, в частности 1й, 5й, 10 классы;

§ цель воспитательной работы, воспитательные задачи;

§ сведения об обучающихся класса их родителях (законных представителях);

§ годовую, месячную, недельную циклограмму воспитательной работы классного руководителя;

§ план-сетку (ежедневную или еженедельную), список запланированных внеклассных мероприятий;

§ план работы с семьями обучающихся класса, протоколы родительских собраний, протоколы заседаний родительского комитета класса;

§ план работы с детьми и семьями «группы риска»;

§ план профилактической работы правонарушений обучающихся;

§план ПДД.

9.3.             Портфолио классного руководителя содержит разделы:

§       локальные акты гимназии;

§       тема и материалы самообразования классного руководителя;

§       самоанализ работы за прошедшие 5 лет или за период работы в данном классе;

§       материалы выступлений на различных уровнях;

§       материалы и результаты участия классного руководителя в конкурсах (если имеются), открытых мероприятиях;

§       материалы и результаты участия воспитанников в проектах, конкурсах, конференциях, фестивалях (в области воспитательной работы) (если имеются);

§       сценарный отдел (указать авторские разработки);

§       Награды  классного руководителя.

9.4.             Портфолио класса содержит разделы:

§       сведения об обучающихся, родителей (законных представителях) обучающихся класса;

§       характеристика на каждого обучающегося класса;

§       психолого-педагогическая карта каждого обучающегося класса;

§       социально-педагогический паспорт семьи каждого обучающегося класса;

§       результаты мониторинга уровня воспитанности обучающихся класса;

§       результаты диагностики по изучению личности обучающихся класса;

§       награды класса;

§       фотодокументы, коллективные проекты обучающихся (в области воспитательной работы) (если имеются).

9.5.    Портфолио обучающего должно содержать материалы и результаты, отражающие достижения обучающегося в учебе, общественно-полезной жизни, творческой деятельности обучающегося.

9.6.    Классный руководитель имеет право добавлять разделы в план ВР, портфолио классного руководителя, портфолио класса.

9.7.    Классный руководитель обязан корректировать план ВР каждую четверть и по дополнительным приказам и распоряжениям администрации гимназии и вышестоящих организаций. План ВР хранится у классного руководителя.

9.8.    Классный руководитель каждую четверть обязан корректировать портфолио классного руководителя, портфолио класса.

        Портфолио класса хранится в кабинете, закрепленном за классом.

9.9.    Администрацией гимназии дважды за учебный год осуществляется проверка документации классного руководителя. Возможна проверка документации классного руководителя по дополнительным приказам и распоряжениям администрации гимназии и вышестоящих организаций.

9.10.        Классными руководителями представляются отчеты о проделанной работе заместителю директора по УВР  по окончании каждой четверти и по окончании учебного года в письменной форме и в электронном варианте (по необходимости).

9.11.        Классными руководителями представляются отчеты по отдельным вопросам согласно дополнительным приказам и распоряжениям администрации гимназии, вышестоящих организаций; возможно диагностирование классных руководителей и обучающихся по различным вопросам на различных уровнях.

 

10.   Критерии оценки эффективности деятельности классного руководителя

 

ФИО ___________________________________________класс_________________

Критерии

 

Показатели

Баллы

1.                  Освоение учащимися образовательных стандартов

1.               

Снижение количества неуспевающих по итогам промежуточной аттестации

1

2.               

Отсутствие обучающихся,  систематически пропускающих учебные занятия по неуважительной причине, отсутствие опозданий на урок, пропусков по неуважительной причине, пропуски в субботу

1

2.Обеспечение высокого уровня обученности

1.               

Сохранность «отличников»

1

2.               

Отсутствие учащихся в классе с одной «4», «3» по результатам промежуточной аттестации

1

3.      3.Включенность в систему дополнительного образования

1.               

100% охват уч-ся системой дополнительного образования в ЦДО, УДО

1

2.               

Результативное участие в школьных и городских  мероприятиях (в зависимости от уровня мероприятия и результативности участия)

1-4

3.

Массовость участия в конкурсном движении

0,1 за каждого ученика

4.

Организация экскурсий, походов, поездок

По 1

4. Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений

1.               

Наличие системы работы с детьми «группы риска», состоящих на учете на ВШУ

1

2.               

Вовлечение детей «группы риска» в систему доп. образования

1 за каждого

3.               

Содействие в преодолении школьной дезадаптации

 

3.      5. Сохранение здоровья школьников

1.               

Использование в воспитательном процессе здоровье -сберегающих технологий, организация и проведение мероприятий, способствующих сохранению здоровья при норм безопасности при организации воспитательного процесса и отсутствии случаев травматизма

1

2.               

Проведение мероприятий по профилактике вредных привычек при отсутствии

1

3.               

Высокий уровень организационной культуры питания в трапезной

1

6. Уровень общественной активности воспитанников

1.               

100% отработка обучающихся на цветнике (июнь-август)

1

2.               

Качество дежурства по гимназии в соответствии с положением

1-2

3.               

 100%  класса участие в гимназических мероприяиях

1

8.      7. Развитие системы взаимодействия с родителями

1.               

Присутствие классного руководителя на гимназических родительских собраниях и конференциях

1

2.               

Реализация программы родительского всеобуча: инновационные формы работы с родителями

1

3.               

Проведение открытых классных часов, совместных мероприятий

по 1

8. Качество работы с документацией

1.               

 Качество работы с документацией (журналы, личные дела, характеристики, справки)

1

2.               

Качество работы с  дневниками учащихся – отсутствие замечаний по итогам плановых проверок

3

9.Качество программно-методического обеспечения ВП

1.               

Соответствие плана воспитательной работы в классном коллективе требованиям планирования, его своевременное утверждение

1-2

2.               

Системное (1 раз в две недели) проведение тематических классных часов (1-11 классы)

1

10.Удовлетворенность обучающихся и родителей

1.               

Удовлетворенность качеством организации воспитательного процесса по результатам анкетирования родителей и учащихся

1

2.               

Отсутствие обоснованных жалоб и обращений в администрацию школы, вышестоящие организации

1

11. Профессиональ-ный рост

1.

Повышение квалификации, портфолио, аттестация,

личные достижения

 

12. Презентация и обобщение педагогического опыта

 

1.

1.

Выступления на педагогических советах по вопросам воспитания,  МО классных руководителей; наличие публикаций в зависимости от уровня

1-3

 

2.

Проведение открытых мероприятий для коллег, выступление на Методическом объединении, кл. руководителей,  педсоветах, семинарах, конференциях в зависимости от уровня мероприятия

1-3

 

3.

Участие классного руководителя в конкурсах профессионального мастерства в зависимости от уровня конкурса и результативности

1-5

 

Общий балл ______________________________________

 

11. Заключительные положения

11.1. Все вопросы, возникающие при выполнении функций классного руководителя в Гимназии, не оговоренные в настоящем Положении, разрешаются в соответствии с действующем законодательством РФ.

11.2. Срок действия Порядка не ограничен. При изменении законодательства в Положение вносятся изменения в установленном законом порядке.