авто

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор Гимназии «Ковчег»

д. Душоново

_________________ Новичков А.В.

«___» ___________2014 г.

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧИТЕЛЯ (ФГОС)

 негосударственного образовательного частного учреждения «Православная Классическая Гимназия «Ковчег»

 

 

 

1. Общие положения

1.1.   Настоящее Положение  разработано в соответствии с  Федеральным законом «Об образовании в РФ»,  в соответствии с требованиями  Федерального  государственного  образовательного   стандарта   начального общего образования (далее ФГОС НОО), основного общего  образования (далее ФГОС ООО),  Уставом Гимназии «Ковчег» (далее - Гимназии)  и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ учителей Гимназии.

1.2. Целью данного положения  является выработка единых требований на уровне  Гимназии к составлению  рабочих программ по:

¾              обязательным учебным предметам учебного плана Гимназии;

¾              предметам, дополнительно введённым в учебный план Гимназии за счёт часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса в соответствии с особенностями Гимназии и её образовательной политики (конфессиональная принадлежность, миссия, цели, задачи и др.);

¾              элективным и факультативным курсам;

¾              предметным кружкам, кружкам, объединениям, секциям дополнительного образования;

¾              занятиям внеурочной деятельностью.

1.3. Рабочая программа, утвержденная Гимназией - это локальный нормативный документ, определяющий и фиксирующий содержание, объем, порядок изучения какой-либо учебной дисциплины, в соответствии с которым учитель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретном классе по учебному предмету, элективным и факультативным курсам, предметным кружкам, внеурочной деятельности.

1.4. Рабочая программа, как компонент основной образовательной программы Гимназии, определяет  содержание деятельности Гимназии в соответствии с образовательной программой Гимназии, направленной на реализациюфедерального  государственного  образовательного   стандарта общего образования, с учётом особенностей образовательной политики Гимназии, образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, особенностей контингента обучающихся, авторского замысла педагога. 

1.5. Цель рабочей программы - планирование, организация и управление образовательным процессом по определенному учебному предмету (курсу, модулю). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы Гимназии.

Задачи программы:

1. Реализация федерального государственного образовательного стандарта общего образования при изучении конкретного предмета.

2. Определение содержания, объема, порядка изучения учебных предметов с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса Гимназии и контингента обучающихся.

1.6. Рабочая программа выполняет следующие функции:

¾   нормативную (рабочая программа – документ, на основании которого осуществляется контроль прохождения программы, полнота усвоения учебного материала, а также определяется график диагностических и контрольных работ);

¾   информационную (позволяет получить представление о целях, содержании, последовательности изучения учебного материала по предмету);

¾   методическую (определяет пути достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы по предмету, используемые методы, образовательные технологии);

¾    организационную (определяет основные направления деятельности учителя и учащихся, формы их взаимодействия, использования средств обучения);

¾   планирующую (регламентирует требования к выпускникам на всех этапах обучения).

1.7. При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:

¾   целевые ориентиры и духовные ценностные основания деятельности Гимназии;

¾   состояние здоровья обучающихся;

¾    уровень развития их способностей;

¾   характер учебной мотивации;

¾   качество учебных достижений;

¾    образовательные потребности;

¾   профессиональные возможности педагога;

¾   состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения Гимназии.

1.8. Программа составляется в двух идентичных экземплярах: один - для учителя, другой - для администрации Гимназии.

 

2. Разработка рабочей программы

2.1. Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам, дополнительным образовательным программам, программам по организации внеурочной деятельности относится к компетенции образовательной организации и реализуется ею самостоятельно.

2.2. Нормативной и содержательной основой для составления рабочих программ является основная образовательная программа общего образования (начального, общего, среднего) Гимназии. Рабочие программы по обязательным предметам учебного плана Гимназии составляются на основе программ по учебным предметам, являющихся структурным элементом образовательной программы Гимназии.

2.2.1. При составлении рабочей программы учитель берёт за основу: 

¾   основную образовательную программу основного общего образования Гимназии;

¾   программу  по данному учебному предмету (авторская учебная программа к учебникам,  линии  учебников или учебно-методического комплекса (далее – УМК).

2.2.2. Допускается использование в качестве рабочих программ педагога рабочих программ на печатной основе издательств «Учитель» и «ВАКО».

2.3. Рабочая программа составляется на конкретный класс, на один учебный год.

2.4. Рабочая программа является основой для создания учителем календарно- тематического планирования на каждый учебный год.

2.5. Рабочая программа является обязательным документом для административного контроля полного освоения содержания учебного предмета обучающимися и достижения ими планируемых результатов.

 

3. Структура и  оформление рабочей программы

 

 3.1. Рабочая программа должна иметь структуру, соответствующую требованиям ФГОС и включать следующие элементы:

¾   титульный лист;

¾   пояснительная записка;

¾   основное содержание;

¾   планируемые результаты изучения программы;

¾   календарно-тематическое планирование;

¾   критерии оценки;

¾   учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

3.1.1. Структурные элементы рабочей программы педагога

 

Элементы

рабочей

 программы

Содержание элементов рабочей программы

Титульный лист

См. Приложение 1.

¾   Наименование ОУ;

¾   гриф утверждения программы;

¾   название курса, для изучения которого составлена программа;

¾   указание класса (параллель), в котором изучается курс;

¾   Ф.И.О. педагога -    составителя рабочей программы;

¾   год составления программы.

Пояснительная

 записка

Раскрывает общую концепцию рабочей программы по предмету.

¾Содержит нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа: основная образовательная программа основного общего образования Гимназии; программа  по конкретному учебному предмету (авторская учебная программа к учебникам,  линии  учебников или  УМК);

¾конкретизация цели, задач, планируемых результатов изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми) на учебный год;

¾основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы;

¾методическая система достижения планируемых результатов, описание средств их достижения (в общих чертах);

¾приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

 

Если учитель использует в качестве рабочей программы опубликованную авторскую программу, то в пояснительной записке достаточно привести сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания и кратко обосновать причины её выбора, её соответствие основной образовательной программе Гимназии и особенностями реализации в конкретном классе. В этом случае пояснительная записка является очень краткой.

 

 

 

 

 

Основное содержание программы.

 

Этот раздел включается учителем в рабочую программу, если:

 

¾     в образовательной программе Гимназии  в программе учебного предмета не выделяется содержание по годам обучения, а представлены содержательные разделы предмета при изучении на всём уровне (например, русский язык 5-9 классы, физика 7-9 классы);

¾     в образовательной программе Гимназии программа по учебному предмету составлена с учётом возможности использования разных учебников, отличающихся по содержанию, тогда учитель в рабочей программе выделяет содержание на данный учебный год с учётом используемого учебника;

¾     в рабочую программу обоснованно внесены значительные изменения, дополнения в соответствии с особенностями класса, с учётом потребностей и запросов обучающихся, их родителей.

Учитель приводит краткое содержание изучаемого учебного материала – перечисляет основные разделы, темы курса представляющие собой укрупненные дидактические единицы содержания обучения, ­ которые могут включать несколько тематических единиц (например, русский язык – дидактическая единица – «Фонетика», содержание которой представлено тематическими единицами (Звуки и буквы. Фонетический анализ слова).

Учитель может определять новый прядок изучения материала, вносить изменения в содержании изучаемой темы, конкретизируя и детализируя дидактические единицы; расширять перечень дидактических единиц, дополнять требования к уровню подготовки обучающихся. Все эти изменения (по сравнению с программой по учебному предмету и/или авторской программой  по предмету), должны быть обоснованными, логически вытекать из заявленных в пояснительной записке целей и задач. Если изменения  несущественны, тогда учитель может указать только разделы, темы, дидактические элементы, дополнительно введённые в программу.

Если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу без изменений, то этот раздел (Основное содержание программы) может отсутствовать, но при этом у учителя должна быть в наличии опубликованная авторская программа с выделенным по годам обучения содержанием.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

¾   Формулируются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Гимназии;

¾   по каждому содержательному разделу программы представлены в двух блоках:

-     «Ученик научится» - для базового уровня результатов;

-     «Ученик получит возможность научиться» для повышенного уровня результатов.

Если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу, в которой выделены планируемые результаты по годам обучения, то  этот раздел (Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса) может отсутствовать, но при этом у учителя должна быть в наличии опубликованная авторская программа с этим разделом.

Календарно-тематическое планирование указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.

См. Приложение 2.

Структура плана:

¾   № по порядку

¾   наименование разделов, тем, тем уроков и последовательность их изучения;

¾   количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

¾   характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий), универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы;

¾   сроки – плановые и фактические (и их коррекция);

¾   дополнительные разделы по усмотрению учителя.

Содержание:

¾   позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым учебным графиком работы Гимназии;

¾   составляется на 1 год;

¾   содержит информацию о  разделах и темах программы с указанием объёма отводимых на их реализацию учебных часов, темы уроков в рамках прохождения тем и разделов программы, темы практикумов и лабораторных уроков, темы уроков контроля результатов освоения обучающимися программного материала;

¾   поурочное распределение учебного материала осуществляется последовательно.

Указывается разбивка содержания образования по часам и четвертям, полугодиям обучения с указанием контрольных, практических, лабораторных и др. работ.

В каждом отчётном периоде  (четверть, полугодие, год) календарно-тематический план рабочей программы соотносится с классным журналом и отчётом учителя о прохождении программного материала. В случае расхождения учитель обосновывает  и вносит изменения в календарно-тематический план (графу «Фактические сроки (и их коррекция)» и в лист коррекции), обеспечивая условия для прохождения программы в полном объёме за меньшее или большее количество учебных часов. Для сбалансирования сроков прохождения программы рекомендуется в конце плана резервировать несколько уроков, которые, при необходимости, можно использовать для прохождения программы в полном объёме.

Критерии оценки

В основу критериев оценки учебной деятельности обучающихся положены объективность и единый подход. При пятибалльной оценке для всех установлены общедидактические критерии. Данные критерии применяются при оценке устных, письменных, самостоятельных и других видов работ.

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

Содержит справочную информацию о выходных данных авторских программ, изданий,  используемые учителем при составлении программы и организации учебного процесса,  дополнительной литературы: учебники, учебные пособия, справочники и другие источники, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса. В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для педагога, и литература для учащихся. Список литературы  программы изданий, с указанием автора, названия книги, места и года издания. Содержит данные об используемом учебном и лабораторном оборудовании.

 

 

 

3.2. Оформление рабочих программ.

3.2.1. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена аккуратно, без исправлений. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный или полуторный, выровненный по ширине, поля со всех сторон 1-3 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4; таблицы встраиваются непосредственно в текст.

 

4. Рассмотрение и утверждение рабочей программы

 

Сроки и порядок рассмотрения рабочей программы осуществляется следующим образом:

4.1.Рабочая программа рассматривается методическим сообществом учителей.

4.2. Решение методического сообщества учителей «рекомендовать рабочую программу к утверждению»,  оформляется протоколом.

4.3. Рабочая программа согласовывается заместителем заведующего по учебно-воспитательной работе Гимназии на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательной организации,   требованиям ФГОС,  а также проверяется наличие в федеральном перечне на данный учебный год учебника, предполагаемого для использования.

4.4. Отметки о согласовании рабочей программы производятся на последней странице программы.

4.5. Заместитель директора по УВР Гимназии ежегодно утверждает рабочую  программу и   ставит гриф утверждения  на титульном листе.

4.7. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу учебного предмета (курса) в течение учебного года, должны быть согласованы с администрацией Гимназии.

4.8. В случае  необходимости   корректировки  рабочих программ  из-за  выполнения  учебного плана  не в полном объёме (карантин, природные факторы,  болезнь учителей  и  т.д.) заместитель директора Гимназии по УВР издаёт распоряжение:

-   о  внесении   изменений в  рабочие  программы;

-    об  утверждении рабочих  программ с учётом корректировки.

На основании данных  распоряжений на  титульном листе строкой ниже переоформляется гриф утверждения и согласования программы. Изменения  в   перечень  рабочих программ в данном случае не вносятся, указываются только выходные данные распоряжения об  утверждении   рабочих  программ с учётом корректировки

4.9. Утверждённые программы учебных предметов (курсов) учебного плана  являются составной частью основной образовательной программы Гимназии, входят в обязательную нормативную локальную документацию Гимназии и представляются органам управления образованием муниципального уровня, органам контроля и надзора в сфере образования, педагогическому коллективу, родительской общественности.

4.10. Рабочие программы, являющиеся авторскими,  проходят дополнительно процедуру внутреннего и внешнего рецензирования. Внутреннее рецензирование проводится в Гимназии высококвалифицированными педагогами соответствующего учебного предмета, внешнее – муниципальным или региональным экспертным советом.  

4.11.  Администрация Гимназии осуществляет контроль реализации рабочих программ в соответствии с планом внутришкольного контроля.

4.12. Заместитель директора Гимназии по УВР  вправе провести экспертизу Рабочих программ непосредственно в Гимназии или с привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям федерального  государственного образовательного стандарта, примерной программе учебного предмета, утвержденной Министерством образования и науки РФ (авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию); федеральному перечню  учебников; положению о разработке Рабочих программ Гимназии.

4.13. При несоответствии Рабочей программы установленным требованиям, заместитель директора Гимназии по УВР  накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.

4.14. Решение о внесении изменений в Рабочие программы  рассматривается и принимается на заседании ШМО, согласуется с заместителем заведующего отделением по УВР, утверждается  заместителем директора Гимназии по УВР.

4.15.  Гимназия   несет ответственность в соответствии с действующим законодательством в образовании   за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком.

4.16. Педагоги Гимназии обеспечивают выполнение рабочей программы в полном объёме на основании квалификационных требований к должности «Учитель».

5.  Компетенция и ответственность учителя

5.1. К компетенции учителя относятся:

-             разработка рабочих программ;

-             использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных технологий;

-             организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего распорядка Гимназии, иными локальными актами Гимназии;

-             осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с федеральными нормами и федеральными требованиями государственного стандарта общего образования, Уставом Гимназии и локальными актами Гимназии;

-             отчетность о выполнении обучающимися практической части рабочих программ в соответствии с учебным планом  Гимназии на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий).

-             5.2. Учитель несет ответственность за:

-             невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

-             реализацию обучающимися не в полном объеме практической части рабочих программ в соответствии с учебным планом Гимназии на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий);

-             качество знаний, умений и способов деятельности, обучающихся по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю);

-             нарушение прав и свобод обучающихся во время реализации рабочих программ.

6. Делопроизводство

 

6.1.Администрация Гимназии осуществляет систематический  контроль за выполнением рабочих   программ,   их   практической   части,   соответствием записей в классном журнале содержанию рабочих программ по итогам каждого учебного периода (четверти, полугодия, года).

6.2. В случае невыполнения рабочей программы, по итогам проверки, учитель фиксирует необходимую информацию  в листе  корректировки в конце каждого учебного периода.

6.3. Итоги проверки рабочих программ подводятся на педагогическом совете.

 

7. Заключительные и переходные положения

7.1.Во всем остальном, не урегулированном настоящим положением, Гимназия,  обучающиеся, их законные представители, иные участники образовательных отношений руководствуются законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, уставом Гимназии, локальными нормативными актами Гимназии, регулирующими соответствующие вопросы.

7.2.В случае изменения наименования Гимназии, ее организационно-правовой формы настоящий  локальный акт действует в полном объеме.

7.3.При  изменении нормативно – правовых документов, регламентирующих   деятельность   ОООД,   в Положение  вносятся   изменения   в   соответствии   с   законодательством.

7.4.Признание одного или нескольких положений настоящего локального акта недействующими (в том числе в случае их несоответствия российскому законодательству) не влечет недействительность иных положений настоящего локального акта.

7.5. Срок действия данного Порядка не ограничен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Негосударственное образовательное частное учреждение

«Православная Классическая Гимназия «Ковчег»

Московской области

Щёлковского района

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора Гимназии «Ковчег»

__________________Даниличева Г.А.

 

«____» ___________ 2015 г.

 

 

 

 

Рабочая программа

по математике

(базовый уровень)

5 класс

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Удалова Н.В.

учитель математики первой категории.

 

 

 

 

 

 

с. Анискино

2015 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Примерная форма календарно-тематического планирования

 

 

№ урока

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий по теме)

Плановые сроки прохождения темы (№ учебной недели)

Фактические сроки (или коррекция)

Название изучаемой темы №1 с указание часов на её изучение, количество часов в неделю по учебному плану.

ХХХХХХХХХХХХ. 12 часов, 3 часа в неделю.

1

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности

1-4

 

2

Тема урока

Тема урока

12

Тема урока

Название изучаемой темы №2 с указание часов на её изучение, количество часов в неделю по учебному плану.

ХХХХХХХХХХХХ. 9 часов, 3 часа в неделю.

13

Тема урока

 

 

 

 

 

 

 

Итого: в 1 четверти Х уроков, к/р и др. –Х.