авто

Часто слышатся жалобы, что воспитание общественное, при множестве средств, которые предоставляются ему всеми классами общества, имеет значительные недостатки: и по отношению к сердцу ребенка, о котором заботятся очень мало, и по отношению к его уму, которым, по-видимому, столь сильно заняты. Развитие в детях самолюбия неумеренным подогреванием принципа соревнования не внушает ему уважения к долгу. Но и труды его для развития ума оказываются часто недостаточными. Способности, зависящие от памяти, вырабатываются постоянными упражнениями, между тем, как способности мышления остаются почти без всякого воздействия. Употребляя весь жар души воспитанника на приготовление уроков без перерыва и отдыха, общественное воспитание отнимает у его души досуг, силу, желание сделать собственностью все полученное и приучает его довольствоваться знанием заимствованным, не делая этого знания личным своим знанием, достоянием души своей. При этом почти не образуется в нем ни самодеятельной мысли, ни самостоятельности характера, ни цвета самобытности (оригинальности), в котором природа никому не отказала, и "цветок засыхает прежде, чем даст плод". Безжалостное уравнение проходит над всеми умами, сглаживает все различия личностей, и вот человек исчезает в дитяти, потому что дитя исчезло в школьнике. Дитя родилось для того, чтобы действовать по зачаткам своего собственного духа; чтобы самому различать добро и зло, истину и ложь; чтобы приготовиться к борьбе, выработать таким образом самому себе собственный характер; чтобы быть свободным в своих решениях на будущее. Поэтому главная цель воспитания не в том, чтобы сделать ученика, так сказать, отпечатком учителя, но в том, чтобы возбудить и развить скрытое в нем. Не учить детей смотреть на все чужими глазами, а приучать правильно смотреть своими; не навязывать им известной доли познаний, но внушить любовь к истине; не обременять память, а оживлять и усиливать мысль; не излагать ее в форме законов, для которых основания — слово и воля учителя, а развить сознание и их рассудок, их нравственный вкус так, чтобы они умели отличить и выбрать из всего представляющегося их усмотрению одно: справедливое и доброе. Словом, великая задача воспитания состоит в умении вызвать в ребенке силу разумную и нравственную, которая находится во всяком существе, созданном по образу Божию.